Среда, 24.04.2024, 04:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки
17.03.2015, 10:45
    I. Артикуляционная разминка
      В начале этого урока лучше разучить новую скороговорку или перевертыш.

      II. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб»
      Выразительное чтение по ролям
      Эпизод «Разговор бабки с Филькой»
      Распределим между детьми роли автора, бабки и Фильки (границы эпизода указаны в домашнем задании).

      Анализ эпизода
      — Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?
      Ученики называют слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.
      — Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
      — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
      — Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

      Проверка домашнего задания (письменного)
      Предложим ученикам прочитать выписанные дома предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу.
      — Как меняется интонация, с которой Филька произносит эту фразу? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью этой интонации?
      «Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: „Да ну тебя!" Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: „Да ну тебя! Ищи сам!" Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: „Да ну тебя! Надоела!"».
      «„Да ну тебя! Дьявол!" — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
      Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «„Да ну тебя!" — и прислушался».
      «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.
      «— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих».
      «— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!»
      — Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

      Выразительное чтение
      Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» — до конца.
      — Почему конь простил Фильку?
      — Кто помог Фильке заслужить прощение коня?
      Дети, старики и даже сорока помогали Фильке, но первый шаг Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, и сам изобрел спасение от стужи.
      — Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? (3-й вопрос, с. 78.)
      В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
      Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
      — Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор называет ее «Теплый хлеб»?
      Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки» или как-нибудь иначе. Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый — значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.
      — Чему учит нас эта сказка?
      Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости.

      III. Реальные и фантастические события и персонажи сказки
      Беседа
      — Докажите, что перед нами литературная сказка.
      Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и указывается на время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время гражданской войны.
      В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.
      — Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?
      Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.
      — Перечислите персонажей сказки «Теплый хлеб» (кроме главных героев — их мы уже записывали).
      Учитель запишет персонажей на доске:
      Бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай.
      — Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких — реальными?
      Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления — ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции:

      «А к ночи небо заледенело как лед, звезды примерзли к небесному своду и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах и они трещали и лопались». «А сорока рассказывала, что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом».

      — Как описаны в сказке сорока, лисицы, мыши?
      Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки:

      «Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов все-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть. Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»

      Прочитаем так, чтобы слушатели смогли ощутить аромат и вкус хлеба, и предложим детям попытаться так же прочитать отрывок от слов: «По всем дворам кололи звонкие березовые дрова» — до слов: «...хоть кусочек этого чудесного хлеба».
      Паустовский не выдумывает каких-то особых сказочных персонажей. Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц: мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.
      Перед тем как дать детям домашнее задание, вспомним, что такое сравнения и эпитеты.

      Домашнее задание
      К 4-му уроку темы: выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками») или выполнить 8-е задание.
      Подготовить выразительное чтение рассказа «Заячьи лапы».
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3140 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0