I. Артикуляционная разминка
В начале этого урока лучше разучить новую скороговорку или перевертыш.
II. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб»
Выразительное чтение по ролям
Эпизод «Разговор бабки с Филькой»
Распределим между детьми роли автора, бабки и Фильки (границы эпизода указаны в домашнем задании).
Анализ эпизода
— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?
Ученики называют слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
— Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?
Проверка домашнего задания (письменного)
Предложим ученикам прочитать выписанные дома предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу.
— Как меняется интонация, с которой Филька произносит эту
фразу? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью этой
интонации?
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением
было: „Да ну тебя!" Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на
ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым
басом: „Да ну тебя! Ищи сам!" Когда бабка выговаривала ему за
неласковость, Филька отворачивался и бормотал: „Да ну тебя! Надоела!"».
«„Да ну тебя! Дьявол!" — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «„Да ну тебя!" — и прислушался».
«Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.
«— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих».
«— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!»
— Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
Выразительное чтение
Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» — до конца.
— Почему конь простил Фильку?
— Кто помог Фильке заслужить прощение коня?
Дети, старики и даже сорока помогали Фильке, но первый шаг
Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где
рассказал все Панкрату, и сам изобрел спасение от стужи.
— Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? (3-й вопрос, с. 78.)
В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая».
Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась
метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул
«ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так
менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
— Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор называет ее «Теплый хлеб»?
Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь»,
«Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки» или как-нибудь
иначе. Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый — значит
добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в
своей сказке.
— Чему учит нас эта сказка?
Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои
слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости.
III. Реальные и фантастические события и персонажи сказки
Беседа
— Докажите, что перед нами литературная сказка.
Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов
создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это
достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место,
где происходят события, — деревня Бережки — и указывается на время
действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий
снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это
детали, которые указывают, что такое могло происходить во время
гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события
смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока.
Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают,
и от этого сорока сердится.
— Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?
Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ
Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла
наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»;
болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила
теплый ветер и попросила его прогнать мороз.
— Перечислите персонажей сказки «Теплый хлеб» (кроме главных героев — их мы уже записывали).
Учитель запишет персонажей на доске:
Бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай.
— Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких — реальными?
Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные,
казалось бы, явления — ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной
традиции:
«А к ночи небо заледенело как лед, звезды
примерзли к небесному своду и колючий мороз прошел по деревне. Никто
его не видел, но каждый слышал скрип валенок по твердому снегу, слышал,
как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах и они трещали и
лопались». «А сорока рассказывала, что она долетела до теплого моря,
где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый
мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы
не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понесся над полями,
посвистывая и посмеиваясь над морозом».
— Как описаны в сказке сорока, лисицы, мыши?
Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки:
«Сорока была опытная, старая и нарочно летела
у самой земли, потому что от деревень и лесов все-таки тянуло теплом и
сорока не боялась замерзнуть. Никто ее не видел, только лисица в
осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как темной
тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго
сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь
подалась сорока?»
Прочитаем так, чтобы слушатели смогли ощутить аромат и вкус
хлеба, и предложим детям попытаться так же прочитать отрывок от слов:
«По всем дворам кололи звонкие березовые дрова» — до слов: «...хоть
кусочек этого чудесного хлеба».
Паустовский не выдумывает каких-то особых сказочных персонажей.
Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц:
мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд — починка мельницы,
разбивание льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в
волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы
открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.
Перед тем как дать детям домашнее задание, вспомним, что такое сравнения и эпитеты.
Домашнее задание
К 4-му уроку темы: выписать сравнения и эпитеты (с
определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов:
«Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел,
загребая снег валенками») или выполнить 8-е задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа «Заячьи лапы». |