Четверг, 25.04.2024, 05:14


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»
17.03.2015, 11:00

      I. Артикуляционная разминка

      II. Проверка домашнего задания
      Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

      III. Стихотворение «С добрым утром!»
      Стихотворение дано на нахзаце второй части учебника вместе с репродукцией картины А. Куинджи «Березовая роща». Глубина работы с текстом будет зависеть от наличия времени и от степени знакомства детей с этим стихотворением (возможно, они учили его наизусть в начальной школе). Здесь мы даем материал для подробного анализа.
      Дети часто сразу ощущают праздничность и даже волшебность этого стихотворения, но причины такого ощущения для них в основном непонятны. После прочтения полного текста стихотворения обратим более пристальное внимание на каждую из строф. Задача учителя — визуализировать, помочь детям ярко представить себе образы стихотворения, тогда станет ясно видна удивительная сила и точность поэтического слова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
      Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра. Общее ощущение утра действительно остается у нас в душе от этих строк. Но каждая конкретная строка порой ставит детей в тупик. Постараемся разобраться в есенинских образах.
      «Задремали звезды золотые...» — метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.
      Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их ценность, эмоционально окрашивает первую строку.
      Затон — вдавшийся в берег речной залив. На картине Архипа Куинджи «Березовая роща» изображен именно такой затон.
      «...Задрожало зеркало затона...» — метафора: затон в этом стихотворении представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.
      Заводь — небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
      Брезжить — рассветать, чуть светиться.
      «...Брезжит свет на заводи речные...» — рассвет только начинается, небо едва окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает, зеркалит этот свет, умножая его. Обратим внимание детей на точное употребление глагола.
      «...И румянит сетку небосклона» — глагол румянит словно бы намекает нам на то, что заря — прекрасная румяная девушка, таким образом Есенин олицетворяет зарю. Почему в строке возникает метафора «сетка небосклона»? Какой образ представить детям? Есенин рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые звезды — как узелки, между которыми натянуты нити-лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю зарю.
      Первая строфа — яркий пример использования аллитерации.
      Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег, где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
      «Улыбнулись сонные березки...» — олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный при помощи глагола образ.
      «...Растрепали шелковые косы» — широко распространенная в устном народном творчестве метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек. «Шелковые» — устойчивый эпитет, использующийся в фольклоре, например травы шелковые.
      «Шелестят зеленые сережки...» — поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета. С другой стороны, сережки — слово многозначное, это не только соцветие в виде кисти мелких цветов, но и излюбленное женское украшение. Эта многозначность помогает нам укрепить сравнение березки с девушкой, а следующая строка подсказывает нам образ драгоценных камней, горящих на солнце огнем.
      «...И горят серебряные росы» — кто видел, как переливается роса в момент восхода солнца, тот никогда не забудет этого зрелища. Но почему поэт использует эпитет «серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной, унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга.
      Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту ощущение не всегда доступной человеку, но прекрасной жизни природы. Сам человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
      Плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
      Перламутр — ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый внутренний слой некоторых раковин.
      «...Обрядилась ярким перламутром...» — метафора (поэт сравнивает капли росы с перламутром).
      Во 2-й и 3-й строфах Есенин постоянно играет звукописью, чередуя строки с шипящими, свистящими и фрикативными согласными и строки с акцентом на сонорных: «...Шелестят зеленые сережки...» — и сразу «...И горят серебряные росы», «...Обрядилась ярким перламутром...» — «...И качаясь, шепчет шаловливо...».
      Эта игра особенно заметна при чтении стихотворения вслух и придает ему особенную прелесть.
      Размер стихотворения — пятистопный хорей, только последняя строка состоит из двух стоп; рифмы женские (с ударением на предпоследнем слоге), в основном богатые; рифмовка перекрестная.
      При работе над выразительным чтением стихотворения покажем детям, что мы начинаем читать сравнительно тихо, постепенно увеличивая громкость звука. В 1-й строфе звучат интонации тайны, ожидания чуда. Во 2-й строфе голос становится громче, мы любуемся неожиданной, раскрывающейся прямо перед нами красотой. В 3-й строфе — восхищение, радость от причастности к преображению мира.
      Предложим детям описать пейзаж на картине Куинджи. В заключение еще раз полностью прочитаем с учениками есенинское стихотворение.

      IV. Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»
      Предложим детям создать небольшую зарисовку — рассказать о своем детском (имеется в виду раннее детство), наиболее ярком воспоминании о природе. Чтобы побудить детей к открытости и инициировать их самоанализ, учитель может поделиться своими детскими воспоминаниями, возможно, выраженными в художественной форме. Такими воспоминаниями делится с вами, уважаемые учителя, автор этого пособия:

Формула счастья

Учительский дом. Окно
С видом на сосны и Волгу.
Струны слепого дождя.
Дети резвятся в траве.
Вот, улыбаясь в душе,
Вышла из дома соседка.
Хлеб в ее правой руке,
Лук и солонка в другой.
Теплые доски стола,
Хлеб — еще теплый, пахучий.
Крупная соль на куске,
Перья зеленого лука.
Нет угощенья вкусней!
Мигом умяли буханку.
Дождь прекратился.
А я
Вывела формулу счастья.
      Дома дети закончат свою творческую работу, если не успеют ее выполнить на уроке.

      Домашнее задание
      Закончить творческую работу «Картинка из моего детства».
      На усмотрение учителя: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «С добрым утром!».
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 5841 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0