Пятница, 26.04.2024, 22:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
17.03.2015, 10:18
      I. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности
      Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб». Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
      «К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю».
      «Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
      — Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
      Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».
      — Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?
      Прочитаем текст вступительной статьи учебника.
      — Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
      О Платонове может рассказать учитель.

      Слово учителя
      Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
      Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
      — Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

      II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
      Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». На чтение потребуется около 16 минут.
      После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
      — Какие чувства у вас вызвал рассказ?
      — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
      — Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
      Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
      — Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

      Составление плана рассказа
      Продолжаем обучение составлению сложного плана.
      — Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
      Поможем детям выделить три основные части:
      1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
      2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
      3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
      Разделим на пункты вторую часть рассказа.
      2. Никита «живет» один.
      1) Кто живет в бочке.
      2) «Доброе солнце».
      3) Колодезные жители.
      4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
      5) Желтый цветок.
      6) «Незнакомые, злобные лица».
      7) Никита испугался и побежал к маме.
      Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
      — Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
      — С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
      — Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
      — Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?
      — Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
      — Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?

      Домашнее задание
      Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
      Подготовить рассказ о Никите.
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3396 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0