I. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности
Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб». Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
«К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На
поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через
это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые
былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к
земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные
былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как
сонные, на спекшуюся, горячую землю».
«Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить
землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней.
Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых
корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они
малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг
каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса
напоила его».
— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас
вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с
произведениями Платонова?
Прочитаем текст вступительной статьи учебника.
— Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
О Платонове может рассказать учитель.
Слово учителя
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая
фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в
многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в
железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком
Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов,
любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых
местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад
жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском
училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и
сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать.
Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в
Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни
Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит
книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
— Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как
вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе,
посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.
II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы
рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». На
чтение потребуется около 16 минут.
После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?
— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
— Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого
прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем
некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа
рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Составление плана рассказа
Продолжаем обучение составлению сложного плана.
— Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
Разделим на пункты вторую часть рассказа.
2. Никита «живет» один.
1) Кто живет в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Желтый цветок.
6) «Незнакомые, злобные лица».
7) Никита испугался и побежал к маме.
Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
— С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает
поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать
о характере мальчика?
— Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
— Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?
Домашнее задание
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
Подготовить рассказ о Никите. |