Учитель расскажет детям, что во время войны многие писатели
работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с
фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали
народ к борьбе с врагами.
Прежде чем провести урок по этой теме, учителю необходимо
выяснить, какие стихотворения И. А. Бунина дети уже читали в начальной
школе. Будем иметь в виду, что программы по литературному чтению сильно
отличаются друг от друга.
Уроку, посвященному сопоставлению двух стихотворений с одинаковым
названием «Аленушка», надо уделить особое внимание. Сопоставление
произведений — вообще задача сложная для пятиклассников.
Можно провести соревнование, разбив класс на три-четыре
команды: кто больше помнит скороговорок? Команды хором по очереди
произносят скороговорки, не подглядывая в рабочие тетради. Команда,
которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает
команда, оставшаяся последней.
Работать над четкостью артикуляции надо постепенно, добиваясь
ясного произношения не всей скороговорки сразу, а отдельных слов и
строк. Можно акцентировать внимание на определенных звуках.
Русская литература, изучаемая в 5 классе, неразрывно связана с искусством, пожтому познакомиться с именами художников и немного узнать о них будет весьма полезно.
В предложенный сценарий учитель может вставить творческие
элементы в зависимости от возможностей школы и класса. Кабинет, в
котором проходит урок-праздник, нарядно оформим.
Драма
Горького «На дне» (1902), созданная сразу
же после серии романтических произведений 90-х годов, полных
бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма
сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых
и явных дискуссий о месте человека в мире, о правде
мечты и правде реальности, о границах свободы человека
и принижающей силе обстоятельств.
На наш
взгляд, именно с этой стороны следует начать, безусловно,
проверяя знание учащимися текста пьесы, понимание ими философско-этической
проблематики, изобилия конфликтов, споров, деклараций, вызванных
явлением в ночлежку Луки и его невольным духовно-нравственным
«врачеванием» ее обитателей.
Появление
странника Луки в ночлежке, его неожиданно активная роль
в спорах о природе человека, его праве на счастье,
на мечту — спорах, превративших всех в «философов
поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке...
Кто
из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления
героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых
невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой
Пеплом хозяина ночлежки Костылева), — путь
во многом обманчивый.
Знакомство
учащихся с поэзией Александра Блока, изучение его стихотворений
может стать для них открытием, школой высоких чувств,
постижением высшей духовности.
Стихотворение
«Незнакомка» (1906), один из шедевров блоковской
лирики, построено на контрасте картин и образов, контрастно
соотнесенных и отраженных друг в друге.
Стихотворение
«Русь» — одно из первых, посвященных
России. «Тема о России… Этой теме я сознательно
и бесповоротно посвящаю жизнь, — писал А. Блок. —
Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый
жизненный, самый реальный.
К 1908
году относится и стихотворение «Россия»,
во многом программное — и в смысле темы,
и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчетливо
видим перекличку со стихотворением «Русь»,
только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила
другим символам, наполненным реалистическим содержанием.
О подвижническом
служении Александра Блока искусству и России ребята уже получили
представление из стихов, изученных ранее. Понимание любви
как высшего идеала, как выражения духовности и как могучей
стихии страстей, почерпнутое и пережитое над поэтическими
откровениями А. Блока...
Современное
восприятие Маяковского отличается повышенной противоречивостью,
оценки отдельных его произведений и творческих периодов, а
также возможностей их преподавания явно неоднозначны.