Пятница, 26.04.2024, 18:45


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб"
17.03.2015, 10:35
      I. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка
      Для того чтобы этот урок прошел успешно, учитель заранее распечатает и сделает копии двух абзацев из рассказа «Заячьи лапы», чтобы раздать на уроке всем ученикам класса. Сделаем расстояние достаточным для анализа текста между строками.

      Тексты для работы на уроке
      1. Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач, распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
      2. Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

      Проверка домашнего задания
      Слушаем, какие строки отметили ученики как авторские находки необычного в обыкновенном. Ученики могут отметить целые абзацы или отдельные предложения, например: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде»; «Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары».
      — Почему вы выделили именно эти строки? Что вам показалось близким? Видели ли вы подобные картины?
      — Опишите картины, которые вы себе представляете, читая эти строки Паустовского.

      Анализ текста
      Даем ученикам текст 1. Читаем его выразительно. (При ответе на вопросы можно работать в тексте карандашом.)
      — Какую картину вы себе представляете?
      — Какие особенности вы можете отметить в этом тексте?
      — Найдите в тексте сравнения. Как автор описывает гром? Почему у нас возникает впечатление, что это живой человек?
      — С помощью какого слова автор «очеловечивает» молнии? Что означает слово исподтишка? Какой прием мы называем олицетворением?
      — С чем сравнивает автор след, который оставляет дождевая капля на пыльной дороге? Как в этом предложении проявляется поэтическое ви́дение мира?
      — Подчеркните в тексте прилагательные. Какими членами предложения они являются? Какие из этих прилагательных вы можете назвать эпитетами? В чем выразительность этих эпитетов?
      Работаем с текстом 2.
      — Прочитайте текст выразительно. Какую картину вы представили? Какие в ней цвета?
      «Плотные белые облака», «Смола... превратилась в янтарный камень».
      — Можем ли мы сказать, что этот текст мелодичен? Почему?
      — Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
      — Что такое ритм? Можем ли мы сказать, что этот текст ритмичен? С помощью чего автор создает ощущение ритма?
      Отметим двумя косыми чертами большие паузы, которые мы сделаем при чтении текста, одной чертой — небольшие паузы. Добиваемся выразительного, передающего внутренний ритм отрывка чтения.

      II. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
      Вернемся к домашнему заданию второго урока темы по произведениям Паустовского и обсудим, как ученики выполнили его.
      Проверим, как ученики выписали эпитеты и сравнения (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
      Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
      Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.

      Словарная работа
      Задание 8 (с. 78 учебника).
      Вороной конь — конь черного цвета.
      Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.
      В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.
      Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.
      Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.
      Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.
      Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.
      Лютый мороз — очень сильный мороз.
      Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

      III. Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо...»
      Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
      Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

      Домашнее задание
      Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо...».
      Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

      Индивидуальное задание
      Принести на урок книги С. Я. Маршака.
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 7950 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0