Пятница, 26.04.2024, 12:18


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова
17.03.2015, 10:52
    I. Выборочный пересказ
       После артикуляционной разминки слушаем рассказ о Степане, т. е., по существу, выборочный пересказ.
      Степан жил еще при крепостном праве, т. е. до 1861 года. Жил он на Урале в местности, где были шахты и рудники, недалеко от Гумешек и Красногорского рудника. Покосы у него были за Северушкой. Степан «робил в горе», т. е. добывал на Гумешках в шахте малахит-руду. Он был молодой парень, неженатый, но работа в горе плохо сказывалась на его здоровье. Рассказчик говорит, что «в глазах у его зеленью отливать стало». У Степана была невеста, сиротка Настасья.
      Однажды Степан с товарищем пошел траву на покосе смотреть, да заснули они оба у Красногорского рудника. Степан проснулся, точно его в бок толкнули, и увидел девку у большого камня. По одежде он понял, что это сама Хозяйка Медной горы. Хозяйка приказала Степану передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника, и пообещала выйти замуж за него, если он выполнит ее наказ.
      Степан не хотел жениться на ящерке, но ему было стыдно оказаться хвастуном, и он передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался, велел выпороть Степана и в забое приковать на цепь. Хозяйка помогла ему выполнить урок и отвела в свои комнаты смотреть приданое. Гора расступалась перед ней, получался ход, будто штольня, а дальше — комнаты с драгоценными камнями. Но Степан не позарился на красоту Хозяйки Медной горы и отказался брать ее в жены. Малахитница обрадовалась, что Степан оказался честным, смелым и нежадным человеком, и обещала ему помочь: вызволить его от приказчика и устроить его жизнь. Но поставила третье условие: чтобы Степан забыл о ней.
      Степан вернулся в свой забой. Надзиратель перевел его в другой забой, а Степан по-прежнему добывал хороший малахит. Приказчик пообещал ему выпустить его на волю, если он найдет малахитовую глыбу во сто пуд. Расковал Степана и дал приказ прекратить работы на Красногорке.
      Степан нашел глыбу, но приказчик обманул его, не дал воли. Барин пообещал Степану отпустить его на волю, если он найдет огромные малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы. Степан потребовал сначала написать вольную для себя и для невесты Насти, а потом уже начал искать глыбы. Когда нашел, из этих глыб сделали столбы в церковь.
      Степан не смог забыть Хозяйку. Он женился, построил дом, родились дети, но Степан начал болеть, таять на глазах. Он купил ружье и стал ходить как будто бы на охоту. Умер он на том месте, где впервые встретил Хозяйку Медной горы. Когда люди нашли мертвого, над ним плакала большая зеленая ящерка. Подарок Хозяйки, горсть медных изумрудов, Степан не продал, тайно сохранял, «с ними и смерть принял».

      II. «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова
      Цель этого урока — не контроль количества прочитанных сказов, а побуждение учащихся к знакомству с творчеством П. П. Бажова. Чтобы поддержать атмосферу встречи с тайной старины, можно сходить в геологический (минералогический) музей, если позволяют условия (в Москве, например, в Музей истории Земли имени В. И. Вернадского). Можно предложить детям принести на урок из дома (только с разрешения родителей!) украшения из самоцветов и показать их товарищам (при такой работе учитель должен быть внимательным, чтобы рассматривание украшений не увлекло учеников в сторону от темы).
      — Какие сказы Бажова вы читали? Какие сказы вам особенно понравились? Чем?
      — Рассмотрите иллюстрации к сказам палехских художников. К каким сказам сделаны эти иллюстрации? Что объединяет эти сказы?
      1) «Малахитовая шкатулка».
      2) «Горный мастер».
      3) «Каменный цветок».
      4) «Серебряное копытце».
      Первые три сказа объединяет образ Хозяйки Медной горы и другие общие герои. Все четыре сказа объединяет место действия — Уральские горы. Но наиболее важна особая манера сказывания, по которой можно сразу отличить произведения Бажова. Кажется, что старый рабочий с рудника вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми ему людьми или людьми, которые когда-то жили на этом же месте и «робили в горе». Повествование построено так, что читатели верят, что все это и вправду было в жизни.

      Выразительное чтение
      Дети, которые готовили индивидуальные домашние задания, читают сказ «Малахитовая шкатулка» или другой сказ (по выбору учителя и учащихся).

      Домашнее задание
      Читать сказы П. П. Бажова (сборник «Малахитовая шкатулка»).
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3873 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0