Урок посвящен изучению интимной лирики Лермонтова.
Несомненно, что школьники знают адресатов любовной лирики Лермонтова хуже, чем
Пушкина. Поэтому на уроке нужны сообщения учащихся о женщинах, которым
посвящены стихи Лермонтова, и чтение этих стихов, например:
«К Л. — (Подражание Байрону)», «Для чего я не родился.» —
В. Лопухиной; «Расстались мы, но твой портрет.» — Е. Сушковой;
«На светские цепи» — М. Щербатовой;
«Н. Ф. И< >вой» («Любил с начала жизни я.»), «Романс
к И.», «К Н. И.», «Я не унижусь пред тобою.» — Н. Ф. Ивановой.
На уроке можно послушать также романсы на стихи
Лермонтова, например «Нет, не тебя так пылко я люблю.» или «Мне грустно, потому
что я тебя люблю.» («Отчего»).
В центре урока — анализ стихотворения «Я не унижусь пред
тобою.». Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на
смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами.
(Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение
лирического субъекта.)
Каково настроение и ключевые образы 1—3-го катренов?
(Главные образы — Я и Ты, но «мы — чужие», «я не отдам своей свободы», «я целый
мир возненавидел».) Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?
Как в 4—7-м катренах противопоставлены любовь и творчество?
Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные
интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7- й катрен с
финалом стихотворения Пушкина «Я вас любил; любовь еще, быть может.». Есть ли
здесь основания для сопоставления?
Каковы ключевые слова 8—10-го катренов? Какой выход видит
герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический
субъект? («Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?»)
Каков общий вывод стихотворения в 11—12-м катренах?
(«Тебе я душу отдавал», но только потому, что ошибся — «я тебя не знал».) Как
поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?
Итог
урока.
Лирический герой несчастен и в любви. Она приносит ему
только горе так же, как и ненавистное ему светское общество, мир-маскарад. Где
же выход? Может быть, спасение в мире поэзии, в поэтическом творчестве?
|