Суббота, 20.04.2024, 16:45


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Мне грустно, потому что я тебя люблю...» Адресаты любовной лирики Лермонтова
07.06.2014, 15:37

Урок посвящен изучению интимной лирики Лермонтова. Несомненно, что школьники знают адресатов любовной лирики Лермонтова хуже, чем Пушкина. Поэтому на уроке нужны сообщения учащихся о женщинах, которым посвящены стихи Лермонтова, и чтение этих стихов, например:

«К Л. — (Подражание Байрону)», «Для чего я не родился.» — В. Лопухиной; «Расстались мы, но твой портрет.» — Е. Сушковой;

«На светские цепи» — М. Щербатовой;

«Н. Ф. И< >вой» («Любил с начала жизни я.»), «Романс к И.», «К Н. И.», «Я не унижусь пред тобою.» — Н. Ф. Ивановой.

На уроке можно послушать также романсы на стихи Лермонтова, например «Нет, не тебя так пылко я люблю.» или «Мне грустно, потому что я тебя люблю.» («Отчего»).

В центре урока — анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою.». Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.)

Каково настроение и ключевые образы 1—3-го катренов? (Главные образы — Я и Ты, но «мы — чужие», «я не отдам своей свободы», «я целый мир возненавидел».) Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?

Как в 4—7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7- й катрен с финалом стихотворения Пушкина «Я вас любил; любовь еще, быть может.». Есть ли здесь основания для сопоставления?

Каковы ключевые слова 8—10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? («Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?»)

Каков общий вывод стихотворения в 11—12-м катренах? («Тебе я душу отдавал», но только потому, что ошибся — «я тебя не знал».) Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?

Итог урока.

Лирический герой несчастен и в любви. Она приносит ему только горе так же, как и ненавистное ему светское общество, мир-маскарад. Где же выход? Может быть, спасение в мире поэзии, в поэтическом творчестве?

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1700 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0