В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М.
Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как
его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ»,
невольно задумывается над вопросом:
«А кого везут-то? Кони-то? Этого. Чичикова? Роман даже
привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря
везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так
троечка!
— Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет?
— Селифан.
Селифан-то, Селифан! То же — кучер. А кого он везет-то,
Селифан-то?
Чичикова.
Так. Ну? А тут — Русь-тройка. А?
Ну. И что?
Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все
заливается, а в тройке — прохиндей, шулер...»
Чтобы ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же такой
Чичиков и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до
последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает
карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке.
Карточка 1
Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание
истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование
строится как жизнеописание? Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет
«биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного
героя?
Карточка 2
Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова
цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни
олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», — говорит о своем герое автор. Какой
смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков — «герой своего
времени»?
Карточка 3
Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой
общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем
как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он
говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали
в поэме? Чичиков — живая душа или мертвая?
Карточка 4
Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть
о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным
чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой?
Почему она была дорога писателю?
Карточка 5
Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге,
как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему Гоголь заставляет
Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты:
«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове:
дорога! и как чудна она сама эта дорога!»
«Наша земная, подчас и скучная дорога».
«Забирайте же с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге; не подымете потом!»
«Но при всем том трудна была его дорога».
«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с
моими странными героями».
«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые,
заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть
вечной истины!»
«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие
народы и государства».
Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в
каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?
Каково значение этого образа?
Общие
выводы.
Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить
внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел
сохранить, — проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя,
его герой переходит в последующие тома, т. е. возрождается. И если брать во
внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом
стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел
Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас
убеждает и образ дороги в поэме. Дорога — путешествие во времени — житейский
путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего
человечества — самого автора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение,
дорога-надежда, дорога — будущее России.
|