На уроке необходимо подчеркнуть и доказать
убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую
к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными
предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов —
«коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения
жизни.
Основные проблемы урока:
Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит
значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?
Раскрытию первой проблемы урока
поможет система вопросов и заданий:
В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели
полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический
смысл этой сцены?
В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке
«злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при
сближении образа Обломова с Емелей?
В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается
с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
Каков композиционный смысл изображения многочисленных
гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных
слоев?
Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими»
оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион.»?
Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях
воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях,
моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.
Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов
превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
Вопросы и задания для обсуждения
второй проблемы урока:
Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка —
всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка
отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл
выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без
Обломова? (Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без
другого просто существовать не могут. Причем Захар — карикатура на своего
барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне
довольны.)
Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская
лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои
суждения текстом.
На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не
просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что
«жизнь есть поэзия», отдых, покой.
Антиподы ли Обломов и Штольц?
Вопросы и задания для обсуждения
третьей проблемы урока:
Кто, по вашему, более прав, более убедителен в
утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
Какое слово более точно называет состояние Обломова —
лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия.
Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»?
Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?
(Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального
русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная
созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.)
«Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать.
Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке?
Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто
так», «жить чтобы жить»?
|