Четверг, 18.04.2024, 08:51


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Что тут должен делать критик?» Споры вокруг пьесы «Гроза»
05.06.2014, 18:56

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во- вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической мысли в данный период.

Урок может быть проведен с тремя группами учащихся.

Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса «Гроза» — драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос — соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии

В пьесе «Гроза»

«... особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель)

Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии

«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь»)

Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность

Изменение исходной позиции в конце трагедии

Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом — все стало иным

 

Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы" Островского» (1860).

1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины, составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе" поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе. самый сильный протест бывает тот, который поднимается. из груди самых слабых и терпеливых».

«Грустно, горько такое освобождение. В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза" и производит на нас впечатление освежающее».

«Конец этот кажется нам отрадным. в нем дан страшный вызов самодурной силе».

Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

«Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Взгляды Ап. Григорьева.

Народность — главное в творчестве Островского.

Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках.

Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».

Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.

П. А. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния. Сколько их умирает так просто, молчаливо».

М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина — «луч света в темном царстве».

Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное — утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние.

Вывод.

Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена — протест или смирение?

Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза», и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1536 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0