В центре урока — раскрытие необходимости образов
второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке
можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов
разделить класс на четыре группы.
1-я группа. Печорин и Максим Максимыч
Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у
меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча?
Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем
из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима
Максимыча и равнодушие Печорина?
Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч
относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
2-я группа. Печорин и Грушницкий
Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что
стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого
был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время
дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
Какова композиционная роль образа Грушницкого?
3-я группа. Печорин и Вернер
Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая.
Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и
описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
Какова роль образа Вернера в понимании характера
Печорина?
4-я группа. Печорин и Вулич
Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и
Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли
жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата
пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем
художественный смысл такой авторской позиции?
Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он
начинается и заканчивается в крепости К?
Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.
Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но
все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее
характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
|