Эту тему можно обсудить, анализируя стихотворения «Поэт»
и «Пророк».
Вопросы и задания к стихотворению
«Поэт»
Как можно охарактеризовать поэтические интонации
стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более
половины текста посвящено истории кинжала?
Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем
отличаются интонации 1—3-й и 4—6-й строф? В чем драматизм истории кинжала?
Какое предназначение было для кинжала естественным? Какая
поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия?
Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они
придают описаниям?
Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом
человека? Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный
«наряд» для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и история
кинжала в целом?
Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8—9-й
строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?
Сопоставьте 3-ю и 10-ю строфы. Какой подтекст при этом
выявляется? Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
Почему в 7-й и 11-й строфах преобладают вопросительные
интонации, а не утверждение?
Итог
анализа.
Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического
творчества, — незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее
содержание. В условиях экстремальных стремление к внешним эффектам — поведение
постыдное. Некогда великое, значительное предназначение поэзии для «толпы»
утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество
— игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и
обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени
состарившийся мир.
Вопросы и задания к стихотворению
«Пророк»
Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с
«Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих
стихотворениях?
Как соотнесены образы стихотворения с библейскими
сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное
признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»?
Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
В чем же истинное предназначение поэта? Почему социальный
мир враждебен ему?
Итог
урока. Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила
свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную
сущность поэзии, которая уже не способна «глаголом жечь сердца людей».
Поэты-пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.
Бездуховность света, «блестки и обманы» жизни породили бесславное, потерянное
поколение, у которого нет будущего.
|