Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.;
«Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) — о любви. Они тесно связаны
между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три
произведения одной темой.
Задания и вопросы для обсуждения
Что объединяет эти пьесы?
Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви, затем
любовь; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем любовь настоящая; Лариса —
любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».
Героини. В центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая
ради любви на все.
Герои, которые служат для раскрытия образа героини.
Столкновение любви и окружающего мира.
В чем особенности конфликта каждой пьесы?
Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее
духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову
сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Любовь
взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство
собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь
взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет
вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)
Как оценить измену? Катерина изменила мужу. Снегурочка —
Лелю, Лариса — жениху. Осудить? Оправдать? Понять?
Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их
поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он
свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон — зависимы, значит, слабее,
безвольнее. Паратов, Карандышев — тоже зависимы, один от денег, другой от
своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются
собой и своей любовью.)
Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за
репликами героев, которые говорят о любви:
«Гроза»
Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь
идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком
духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат
Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со
словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев:
Катерина — «Давно люблю»;
Борис — «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас», но «никто и не узнает про нашу любовь».
«Снегурочка»
Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки
любовь — это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь —
товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами»,
«цены своей не знаешь» до гибели во имя любви.
«Бесприданница»
Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу
полюбить». Далее идет деградация любви: «все себя любят, когда же меня-то будет
любить кто-нибудь»; «кабы любовь была равная»; «уж я не верую в любовь»; «я
любви искала и не нашла, ее нет на свете». Для других героев любовь — товар:
Вожеватов, Кнуров — Лариса-бриллиант;
Карандышев — Лариса-кукла;
Паратов — Лариса-вещь («не могу уступить»);
Кнуров, Вожеватов — Лариса-вещь (разыгрывают в орлянку);
Карандышев — Лариса-вещь;
Лариса о себе — вещь.
Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в
этом мире:
«Снегурочка» — мир сказки, берендеев,
патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего
времени (70-е годы) — поэтому бобыль и бобылиха — олицетворение мира наживы.
«Гроза» — «темное царство» не примет любви Катерины.
«Бесприданница» — самый трагичный мир (80-е годы) — в
нем любовь невозможна.
Победила или побеждена героиня?
Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь?
(Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)
Итог.
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П. Вегин
После изучения творчества Островского возможно домашнее
сочинение на одну из тем, указанных в приложении.