Вторник, 01.07.2025, 00:59


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Я верю в колдовство любви». Урок внеклассного чтения. Любовь в пьесах Островского
05.06.2014, 18:55

Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) — о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения одной темой.

Задания и вопросы для обсуждения

Что объединяет эти пьесы?

Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви, затем любовь; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем любовь настоящая; Лариса — любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».

Героини. В центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.

Герои, которые служат для раскрытия образа героини.

Столкновение любви и окружающего мира.

В чем особенности конфликта каждой пьесы?

Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)

Как оценить измену? Катерина изменила мужу. Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Осудить? Оправдать? Понять?

Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон — зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев — тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)

Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви:

«Гроза»

Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев: Катерина — «Давно люблю»; Борис «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас», но «никто и не узнает про нашу любовь».

«Снегурочка»

Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь — это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь — товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви.

«Бесприданница»

Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить». Далее идет деградация любви: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь»; «кабы любовь была равная»; «уж я не верую в любовь»; «я любви искала и не нашла, ее нет на свете». Для других героев любовь — товар:

Вожеватов, Кнуров — Лариса-бриллиант;

Карандышев — Лариса-кукла;

Паратов — Лариса-вещь («не могу уступить»);

Кнуров, Вожеватов — Лариса-вещь (разыгрывают в орлянку);

Карандышев — Лариса-вещь;

Лариса о себе — вещь.

Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире:

«Снегурочка» мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (70-е годы) — поэтому бобыль и бобылиха — олицетворение мира наживы.

«Гроза» «темное царство» не примет любви Катерины.

«Бесприданница» самый трагичный мир (80-е годы) — в нем любовь невозможна.

Победила или побеждена героиня?

Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)

Итог.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

Синий огонь кипит в отчаянных очах.

Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

П. Вегин

После изучения творчества Островского возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.


Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1621 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2025 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0