На первом уроке следует вспомнить с учениками черты
эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу,
проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать
выводы о загадках характера Печорина.
Вопросы и задания для обсуждения главы
«Бэла»
Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный
смысл смены рассказчиков?
Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем,
угадывается противоречивость его характера?
Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время
прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в
настоящем?
Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов
«А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими
художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического
состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя
виноватым?
Как проявляется противоречивость характера Печорина после
смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, —
отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся
такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни
Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова
«Дума».
Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
Как проявляется в главе характер Максима Максимыча?
Проследите детали его психологического портрета.
Вопросы и задания для обсуждения главы
«Максим Максимыч»
Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое
состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это
психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами
автора?
Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем
со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было
мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами
рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча?
Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом
Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие
черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав
подчеркивают его положительные качества?
Итоги
урока.
Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять
только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой
и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа
была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти,
ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять
его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту
загадку поможет «Журнал Печорина».
|