Роман Гончарова «Обломов» возвращен в школу. И это
справедливо, потому что без имени Гончарова история русского романа была бы
неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и
наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил
русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре,
нравах, идеалах) и социальные корни.
Роман следует прочитать как размышление о русском
характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа
романа — проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А.
Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного
рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и
путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли
цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и
воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей
непривычностью для школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.
В центре первого урока — очерк жизни и творчества
Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»
— «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности
авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразную
трилогию. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя
заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.
Кроме того, на уроке возможно обсуждение проблемного
вопроса: что такое художественное произведение — учебник жизни, слепок с натуры
или чудо искусства?
1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й
частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться
Обломову.
1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е.
сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Четыре части романа соответствуют четырем временам года.
Роман начинается весной, 1 мая.
История любви — лето, переходящее в осень и зиму.
Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное
время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова»
словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга
Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем
кабинете Илья Ильич?
Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция
романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное
произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим,
художественным законам.
|