Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует
повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов
XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни
писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет
аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х
годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения
декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов
дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х
годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется
не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события
романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего
времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим
романом.
Противоречивость — главная черта характера Печорина, в
образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества,
сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном
самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием,
скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к
людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но
при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система
образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера
героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором
сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы,
введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких
рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам,
вслед за автором.
1-й урок. Страницы биографии
Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и
обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
2-й урок. Загадки характера
Печорина в главе «Тамань».
3-й урок. «Княжна Мери».
Печорин в системе образов главы.
4-й урок. Философский
характер главы «Фаталист».
5-й урок. Композиция романа
как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
6-й урок. Белинский о
романе. Подготовка к сочинению.
В сильном классе следует подчинить изучение романа
проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и
первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь
анализа:
1-й урок. Черты биографии
Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия
характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена
рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
2-3 уроки. «Журнал Печорина»
(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного
героя. Анализ ключевых эпизодов.
4-й урок. Дружба в жизни
Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально- психологические
параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
5-й урок. Любовь в жизни
Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
6-й урок. Литературная
критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.
Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту.
В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами.
Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню
литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для
самостоятельной домашней работы.
|