Урок можно организовать в форме лекции с элементами
беседы.
Вступительные вопросы. (Ответы на них
учащиеся найдут в учебнике.)
Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными
местами»? Каков был замысел писателя?
«Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая
связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя?
Замысел писателя проясняют его собственные высказывания:
«душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь
высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь
очистительный огонь».
Работа с оглавлением книги:
Что необычного вы заметили в названиях глав?
Каких проблем касался писатель в своей книге?
«Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не
коснулся. Все — от управления государством до управления отношениями между
мужем и женой — стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его
неприкрытого вмешательства» (И. Золотусский).
Таким образом, главная тема книги — тема России, и
основное внимание писателя направлено на духовные начала национального
характера.
Как была встречена книга в России? — «На меня
рассердились все до единого в России. восточные, западные. все огорчились».
Что в реакции на это произведение было неожиданным для
писателя? — «Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».
Учащиеся заранее получают карточки с откликами
современников Гоголя на «Выбранные места» — С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н.
Ф. Павлова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.
Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику
Белинского и вступил в спор-переписку?
Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными
фигурами в литературе 40-х годов, а их спор — историческим?
В чем суть их разногласий?
В тетрадях под руководством учителя может быть составлена
сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных
мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского.