На первом уроке необходимо дать общее представление о личности
писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей
жизненной дороги, своей будущей деятельности. При этом необходима опора на
ранее изученное и повторение со школьниками сведений о сборниках «Вечера на
хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», о комедии
«Ревизор».
Уже с самых ранних лет в переписке Гоголя мелькают
замечания о его будущем поприще: «Я сделаюсь человеком известным» — пытается
поступить в театр; «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в государственном
Департаменте уделов; «Я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по
всеобщей истории в Петербургском университете; «Назначение человека — служить,
и вся жизнь есть служба» — «но как только я почувствовал, что на поприще писателя
могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и
Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в
уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое
творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел
служить ей».
На втором этапе урока должен быть рассказ об истории
создания «Мертвых душ». Хронология работы над поэмой ясно прослеживается в
переписке Гоголя:
1839 год,
октябрь — «Начал писать „Мертвые души". Мне хочется в этом
романе показать хотя с одного боку всю Русь».
1839 год,
ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план
и теперь веду его спокойно как летопись. Какой огромный, какой оригинальный
сюжет! Вся Русь явится в нем!»
1840
год,
апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который
писать взял с меня слово Пушкин. и который обратился для меня с тех пор в
священное завещание».
1840
год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я
в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо
мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».
1842
год, май — «„Мертвые души" — преддверие немного бледное той
великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего
существования».
Определите, как менялся замысел писателя. Как он
относился к своему труду?
Таким образом, свой великий труд Гоголь посвящает России,
Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым
проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая
тройка несешься?.. И, косясь, в постораниваются и дают ей дорогу другие народы
и государства».
Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й
главе «Мертвых душ», где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало
пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди
— это не безделица».
«Две большие части впереди» — о чем это? Дело в том, что
Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Над второй частью романа
писатель бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 году уже написанный
второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом
«Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Что же случилось? Почему? Гоголь решил,
что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать
России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он
отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том „Мертвых
душ" стал для Гоголя „подвижнической кельей", где он бился и страдал
до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из
ближайших друзей Гоголя П. В. Анненков.
Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной
комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно
этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — рай) Гоголь решил
провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот
путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Учителю придется хотя
бы кратко рассказать учащимся о композиции и идейном содержании «Божественной
комедии» Данте и включить в урок информацию об обитателях разных кругов ада.
Это могут быть краткие сообщения специально подготовленных учеников.
|