Урок можно провести с использованием групповой формы
работы. Работу с карточками-заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат
о своих наблюдениях.
Проблемный
вопрос урока. Почему же свое прозаическое произведение,
проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?
Задания для самостоятельных учебных исследований:
Карточка 1
«Комизм кроется везде, — говорил Н. В. Гоголь. — Живя
среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на
сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Над чем смеется Гоголь и какими художественными
средствами создаются комические эффекты?
В чем сущность принципа художественной условности в
литературе?
Покажите роль портрета, пейзажа, детали, интерьера,
диалога в раскрытии авторского замысла.
Карточка 2
Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с
традициями народной культуры, с фольклором.
Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в
поэме, определите их смысловую и композиционную роль.
Раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом
крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».
Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?
Случайна ли она в произведении?
С какой целью автор вводит в поэму русские приметы?
Назовите их и определите их смысловую и композиционную роль.
Карточка 3
Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический
элемент, эмоциональное авторское начало.
Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме
Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических отступлениях? Как они
связаны с содержанием поэмы?
Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь!
вижу тебя.» и язык автора в описании города (гл. 1). Что характерно для языка
лирического отступления?
Сопоставьте лирическое отступление в 10-й главе поэмы с
«Думой» М. Ю. Лермонтова. Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в
ее духовное возрождение?
Итоговый
вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и
лирического начал?
Выводы.
В «Мертвых душах» голос автора проявляется в лирическом
начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими
героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о
своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую
очередь о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит
для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и
единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой
причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности,
воскресение души.
Мир идеальный — это мир духовности, духовный мир
человека. Мир идеальный — это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во
всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически.
Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь
определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой.
Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное
возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.
Урок, как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным чтением
лирического отступления, завершающего первый том поэмы. |