На уроке можно организовать работу в группах.
1-я группа. История создания
пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой).
Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не
случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город
несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от
поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей
Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом.
Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
2-я группа. Значение
названия пьесы «Гроза» (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом).
Гроза в природе (действие 4) — физическое явление,
внешнее, не зависящее от героев.
Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения,
вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха
перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
«Снегурочка» (1873)
Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за
неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных
чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет
должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение.
Гроза в природе является внешней причиной,
спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к
признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел
наперекор.
Вывод.
Смысл заглавия:
гроза в природе — освежает,
гроза в душе — очищает,
гроза в обществе — освещает.
3-я
группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о
самостоятельных наблюдениях над текстом.)
Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие
фамилии и распределение героев по возрасту: молодые — старые. Затем, при работе
с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной.
Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
«Хозяева
жизни» Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Кабаниха: «Давно
вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь,
а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый,
добродетелями многими украшенный».
«Жертвы»
Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да
выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я,
маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей
воле еду: дядя посылает». Вопросы
к классу.
Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять определение
— «зеркальные образы»?
4-я
группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения
учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
Речевая характеристика (индивидуальная речь,
характеризующая героя):
Катерина
— поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная
народными элементами.
Кулигин
— речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.
Дикой
— речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер
героя: Кулигин:
«Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»
Кудряш:
«А что?»
Дикой:
«Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»
Борис:
«Праздник; что дома-то делать!»
Феклуша:
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».
Кабанова:
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я
тебе приказывала».
Тихон:
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»
Катерина:
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя
любит».
3. Использование приема контраста и сопоставления:
монолог Феклуши — монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж,
Катерина — Варвара, Тихон — Борис.
|