Пятница, 26.04.2024, 16:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«И даль свободного романа...» Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
05.06.2014, 18:34

Задачи урока — выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

Особенности романной формы — большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве, но художественная завершенность).

Вопросы для беседы с классом

Кого ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Нового героя. И в романе «Рудин», герой которого так и не нашел настоящего дела. «Онегин сменился Печориным, Печорин Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писала Чернышевский. И в романе «Дворянское гнездо», показывая неустроенность и одиночество Лаврецкого. И в романе «Накануне», не позволяя Инсарову доехать до своей Родины и вступить в борьбу за ее освобождение.)

Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Н. Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)

Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)

В чем смысл заглавия романа? (Социально-исторический — противостояние двух сил — и общечеловеческий. Впервые упоминание о романе — в письме к Ламберт (1860). Выделяют три этапа написания: август 1860 — август 1861 — создание основного текста; конец сентября 1861 — январь 1862 — «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати. Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка. Роман напечатан в «Русском вестнике»).

Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Подъем революционно-демократического движения; новый, нарождающийся тип — нигилизм; критика моральных качеств нигилизма, в частности самомнения; конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); семейные проблемы.)

В чем особенность романа? Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом». В статье «По поводу „Отцов и детей"» читаем: „...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма"» . В основе — черты нескольких «живых лиц»:

Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова»

(Тургенев).

Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.

Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.

Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова).

Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.

Черты Белинского, которому посвящен роман.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 2000 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0