Задачи урока — выявить особенности жанра романа и причины
его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве
Тургенева.
«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские,
общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно
многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном
множестве элементов», — писал Белинский.
Особенности романной формы — большая форма (большое
количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой
жизни, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве, но
художественная завершенность).
Вопросы для беседы с классом
Кого ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Нового
героя. И в романе «Рудин», герой которого так и не нашел настоящего дела.
«Онегин сменился Печориным, Печорин Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого
Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и
мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писала Чернышевский. И в
романе «Дворянское гнездо», показывая неустроенность и одиночество Лаврецкого.
И в романе «Накануне», не позволяя Инсарову доехать до своей Родины и вступить
в борьбу за ее освобождение.)
Почему герои трех первых романов не смогли применить свои
силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе
явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Н.
Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
Какова обстановка в стране в момент написания романа?
(Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов,
Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
В чем смысл заглавия романа? (Социально-исторический —
противостояние двух сил — и общечеловеческий. Впервые упоминание о романе — в
письме к Ламберт (1860). Выделяют три этапа написания: август 1860 — август
1861 — создание основного текста; конец сентября 1861 — январь 1862 —
«перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями
политической обстановки; февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати.
Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка. Роман напечатан в «Русском
вестнике»).
Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел?
(Подъем революционно-демократического движения; новый, нарождающийся тип —
нигилизм; критика моральных качеств нигилизма, в частности самомнения; конфликт
двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); семейные
проблемы.)
В чем особенность романа? Какое положение занимает в системе
действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова?
(Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что
для него важно наблюдение над «живым лицом». В статье «По поводу „Отцов и
детей"» читаем: „...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна,
поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось
— на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом
получило название нигилизма"» . В основе — черты нескольких «живых лиц»:
Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача
Дмитриева не было бы Базарова»
(Тургенев).
Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во
время поездки в Германию.
Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне
Николаевской железной дороги.
Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор
Иванович Якушкин (версия Н. Чернова).
Черты представителей революционной демократии:
Чернышевского, Добролюбова.
Черты Белинского, которому посвящен роман.
|