Современников и людей XX в.
поражала внешность писателя. И на учеников она произведет впечатление.
Ученик интуитивно следует поговорке, что Бог дает человеку лицо и
никогда не ошибается. Урок можно начать с показа двух-трех портретов и
привести цитату из книги «Мир Леонардо», в которой об известном
автопортрете Леонардо да Винчи сказано: «Это огромная изборожденная
морщинами гора лица с благородными бровями, властными, похожими на
пещеры глазами и струящимся потоком бороды предвосхищает лица великих
людей XIX в… Дарвина, Толстого, Уолта Уитмена. Время, вечно ставящее
спектакль человеческого страдания, вознесло их на недосягаемую высоту».
Очевидно, научить детей почитать и восхищаться великими есть одна из
важнейших задач школы.
Напомню, как блестяще В. Набоков однажды
начал лекцию студентам о творчестве Толстого. Он выключил свет в
аудитории, прошел к окнам, сопровождаемый изумленными взглядами, и
опустил шторы. Стало темно. Потом он провозгласил: «На небосводе русской
литературы – это Пушкин!» и включил одну лампу. «Это Гоголь!», и
включил другую лампу… Наконец открыл штору на центральном окне. В
аудиторию ворвался широкий луч солнечного света. «А это – Толстой!»
Роман «Война и мир» и в советские годы был
труден для восприятия школьника. Теперь, когда время Толстого кажется
бесконечно далеким, а Россию затопил вульгарный материализм, может
показаться, что изучение романа – такая же безнадежная затея, как учить
детей теории относительности. Это ошибочное суждение. Во введении было
показано, что такую «махину», как «Война и мир», можно с успехом
преподать детям. Для этого нужны три условия. Первое – уметь
рассказывать просто о сложном. Второе – желание поделиться с учениками
своей радостью от восприятия романа, от восхищения стилем («яркость,
свежесть деталей, сочные, живописные мазки для передачи естества
жизни» – В. Набоков). Третье – поняв, что объять необъятное невозможно,
опустить все второстепенное и сомнительное: образы Наполеона, Кутузова,
Каратаева, духовные поиски Безухова и т. д. Однако согласитесь,
Читатель, что заблуждения великих писателей интересней, чем откровения
заурядных (но интересней для взрослого). Спасибо Толстому за его прозрения и за заблуждения тоже.
Заключительный урок я бы закончил такими словами:
1. Роман – в основном история дворянской элиты.
2. В нем есть русский дух и показано здоровье нации.
3. Образы героев (кн. Андрей, Безухов, Наташа) отличаются непревзойденной ясностью и определенностью.
4. Как дорогая редкость есть тема семьи.
5. С большой художественной убедительностью
показана логика человеческой жизни: происхождение → задатки →
воспитание → характер → идеалы, стремления → поступки → судьба. Причем
герои, живущие неправедно, в конце концов уходят в небытие как
несущественные эпизоды.
6. И, наконец, друзья мои, запишите два суждения, одно попроще, другое посложнее.
• Пушкин своим творчеством освещал жизнь, Толстой учил, Достоевский предостерегал, Блок ужасал грядущим.
• Одна из замечательных
особенностей романа состоит в том, как отметил В. Набоков, что время, в
котором живут герои, соответствует времени, в котором находится и следит
за событиями читатель, как если бы он был очевидцем. Часы писателя и
читателя синхронны. Такой же эффект наблюдается при чтении «Ивана
Денисовича». Это вам пища для размышлений на будущее.
•…Мы ознакомились с великим романом Л. Н.
Толстого «Война и мир», к которому, надеюсь, вы, отличники и троечники,
будете иногда возвращаться в зрелом возрасте. Помяните мое слово. (А про
себя бы подумал, довольный уроком: «Ай да я, ай да молодец!»)
Подведем итоги. В программе остаются «Война и мир» и «После бала».
Желательно, чтобы учитель в заключение
упомянул, что Толстой создал еще одно вечное произведение – роман «Анна
Каренина», а также был неортодоксальным проповедником христианства.
А я, будь на месте учителя, рекомендовал бы
еще моим молодым друзьям найти в Интернете первоисточники по истории
толстовских крестьянских коммун. Найдите и Вы, Читатель, не пожалеете. |