В школьной «библиотеке» есть книги, при чтении которых приходят на ум следующие образы:
неприкаянность героев, личностное вырождение, враждебность окружающего
мира, его абсурдность, человеческое ничтожество, безверие, одержимость
«бесами», грядущая катастрофа и т. п. По замечанию Саввы Морозова, человека в высшей степени созидательного, после чтения таких книг, «в мозг садится пыль и плесень».
Проблема в том, что писатели и
литературоведы уверены в своем праве быть судьями в литературных делах.
При этом художественные достоинства произведений часто ставят выше
идейного и нравственного содержания. Такое цеховое самомнение негативно
отразилось на содержании учебников. Поэтому полезен «взгляд извне»,
который может прояснить истину. Приведу примеры.
Известный
социолог П. Сорокин исследовал историю искусства от древних греков и
далее к великой литературе Шекспира, Гете, Шиллера, Толстого и
Достоевского. Когда перешел к концу XIX века, то увидел «патологический
крен». «Героями стали Баббиты, извращенные и психологически нездоровые
характеры Хемингуэя и Стейнбека, Чехова и Горького… состоящие из
сумасшедших и преступников, лжецов и подлецов, отщепенцев рода
человеческого, рассыпанные среди посредственностей». Суждение
спорное, но от него нельзя просто отмахнуться.
Протоиерей Ткачев обсуждает
творчество Бродского принципиально иначе, чем это делается в учебниках.
Он пишет, что, с одной стороны, «И. Бродский есть самое важное явление в
русской поэзии конца двадцатого века», а с другой – он согласен с
оценкой Бродского советскими идеологами: «Странно, но Бродского
раскусила советская власть. Тупая, косная… она назвала следующие мотивы
творчества поэта: смерть, уныние и эротизм». Все ясно, как божий
день, – власть среагировала на идейный негатив и осудила поэзию и поэта
(в прямом смысле), не оценив художественные достоинства. Но
педагоги-литературоведы впали в другую крайность, посчитали, что эти
достоинства превыше «смерти, уныния и эротизма», и включили
стихотворения в программу.
Возможно, в будущем школьную
программу будет утверждать Общественный совет, состоящий из людей с
большим жизненным опытом, как то: полицейский, ученый, олимпийский
чемпион, олигарх, ветеран последних войн, мать-героиня, врач-нарколог,
бомж из образованных, гражданский волонтер, представитель МЧС, священник
из глубинки и детский психолог. Это будет некоторой гарантией от
изучения «негативной» литературы.
Подведем итоги. «Малодушным»
писателям не дано возвыситься до Идеалов и Героев, ни даже до
антигероев. Их персонажи – броуновские частицы в мире хаоса. В этом
смысле русская литература поляризована. Очевидно, изучение ее
«малодушной» части вредит детским душам. Опасность еще в том, что
малодушием заражаются незаметно, как ВИЧ-инфекцией. Зараженный ученик,
став взрослым, ослабляет себя, семью, нацию и государство. |