У греков есть «Илиада», у немцев –
«Фауст», у американцев – «Унесенные ветром», у англичан – «Сага о
Форсайтах». У русских есть «Война и мир», «Кому на Руси жить хорошо» и
«Тихий Дон». О национальном колорите в литературе Т. Элиот сказал так:
«Можно ли представить себе более типичного немца, чем Фауст, более
типичного испанца, чем Дон Кихот, более законченного американца, чем Гек
Финн? А ведь каждый из этих характеров – своеобразный архетип, вошедший
в мифологию человека, значимую для всех народов и всех времен».
Продолжая мысль Элиота, можно риторически спросить – «…более русского,
чем Г. Мелехов?».
При изучении романа важно не чтение
учебников и пособий. Это занятие затеняет значимость событий и масштаб
героев. Надежда на учителя, на его художественный вкус и национальный
архетип. Только в этом случае ученик воспримет «Тихий Дон» как должно, и
язык, и образность, и идею.
Добавлю к сказанному справку. Прототип
Мелехова, Харлампий Ермаков был расстрелян в 1927 г. Эта расправа
означала, что ожесточение победителей в гражданской войне не ослабевало
долго после ее окончания. Большевики не проявили великодушия и желания
национального примирения. Напротив, Сталин выдвинул доктрину продолжения
классовой борьбы. Что из этого вышло – читай «Архипелаг ГУЛАГ». Но в
отличие от властей в народе возникла идея примирения. В конце романа
белоказак ставит часовню на месте казни большевика Валета с надписью: «В
годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». Это – призыв на все
времена.
Подведем итоги. В программу включается «Тихий Дон» и «Судьба человека». |