Как известно, мир Античности –
один из китов, на которых стоит духовная культура любого европейского
народа, а стало быть, и русская культура. Вспомним, как Пушкин сетовал,
что плохо знает «греков». В России изучение Античности в классической
гимназии было отменено в конце XIX в. Одним из тех, кто готовил к этому
общественное мнение, был Чехов, высмеивавший изучение античной
литературы. И вместо мира героев Чехов создал в своих книгах мир
пигмеев. После него литература потеряла масштаб, о котором сказал О.
Мандельштам:
Есть ценностей незыблемая ска́ла, Над скучными ошибками веков. «В
сложном и усложняющемся мире простота не может не привлекать. Античная
простота – это вовсе не первобытная примитивность житейских условий и
образа жизни… а органическая уверенность в себе здорового интеллекта,
здорового чувства, уверенность в своем праве (и в своей обязанности)
решать и судить».
Клянусь Зевсом! Школьников надо
знакомить с Гомером («Илиада»), Эсхилом («Скованный Прометей»), М.
Аврелием («К самому себе»), Лукианом («Икароменипп, или Заоблачный
полет»). Последние две короткие вещи читаются особенно легко и с
интересом. М. Аврелий говорит о моральных категориях так ясно и
доходчиво, как это мог только античный человек. Об этом каждый ребенок
должен бы слышать в семье, но, клянусь Зевсом, не слышит.
«Икароменипп» – сатира, но какая! – легкая, с фантазией, а не
оскорбительно-бытовая, как у Гоголя. Есть и познавательное значение.
После этой книги ученик сможет лучше представлять себе Зевса и остальных
небожителей. Это важно. Ведь впечатление очевидца от посещения Олимпа,
что ни говорите, лучше всяких мифов.
2. Любовь, семья, дети
В национальных литературах есть
эталоны: «Дафнис и Хлоя», «Ромео и Джульетта», «Страдания молодого
Вертера», «Сага о Форсайтах», «Унесенные ветром», повести Тургенева,
«Война и мир». Непревзойденной вершиной в этой теме является «Сага».
Конечно, в школе изучать «Сагу» невозможно. Но, к счастью, есть выход.
Это – «роман в романе», история семьи Бикетов. По всем статьям этот
фрагмент подходит для подростков: линейный сюжет, два главных героя,
небольшой объем, прекрасный стиль и т. д. Любовь, ревность,
самопожертвование, драматизм и счастливый конец – а что еще надо, чтобы
юноша или девушка сопереживали героям и «мотали себе на ус»?
В «Унесенных ветром» есть все: «любовь,
семья, дети», но еще много чего. Но это – не детская книга, а жаль. Жаль
еще потому, что образы Мелани и Скарлетт есть, может быть, лучшие
женские образы в мировой литературе. Замечу, что вся Америка «сходила с
ума» (именно, что вся) после просмотра двух фильмов: «Унесенные ветром» и
«Пролетая над гнездом кукушки». Кинозрители устраивали стихийные
обсуждения сразу после выхода из кинотеатра. Поистине только народ может
быть настоящим судьей в оценке значимости книги или кинофильма.
Знаток творчества Брэдбери подтвердит, что
рассказы «И все-таки наш», «Электрическое тело пою» – в теме. На мой
взгляд, эти два рассказа «весят» больше, чем десятки толстых романов.
3. Труд, творчество, наука
Эта тема в русской литературе – Золушка. А ей бы надо быть принцессой. В
XIX в. дворянские писатели изображали крестьянский труд как повинность,
как страдание. Есть одно исключение – Г. Успенский («Романтика
земледельческого труда»). К сожалению, это – публицистика. В XX в.,
когда труд был провозглашен «делом чести, доблести и геройства» (большой
плюс советской власти), его изображали только как общественно-полезную
деятельность, а не внутренний процесс. На этом почти пустом поле
одиночками виднеются фигуры Твардовского, Трифонова, Белова, Абрамова –
тех, кто коснулся темы труда. Я думаю, что эти праведники прогуливаются
сейчас по райским кущам и ведут дружеские беседы.
Итак, на два века русские дети
были лишены изучения в школе книг, содержащих романтику труда и
созидания. Это означает, что десятки поколений не получили высоких
образцов, достойных подражания. Не кажется ли вам, Читатель, что этот
факт (и не только этот) повлиял на отношение к труду в современной
России? Сейчас, в эпоху высоких технологий, стало ясно, что в стране нет
инженерного и научного драйва как явления, что мы умеем (умели?) либо
«вкалывать», либо осуществлять общенациональные проекты («космос»,
«оборонка», «переброс» рек и т. п.), а сейчас умеем только торговать и
добывать нефть и газ. Катастрофически не хватает творцов, способных
изобретать, а не заимствовать чужое и доводить свой продукт до
эстетического совершенства, будь это политическое действие, речь
президента, компьютер, компьютерная программа, хирургическая операция,
автомобиль, водопроводный кран, попсовая песня. Дело не только в нашей
конкурентной слабости в мире. Хуже – в ориентации на деньги одновременно
с отсутствием профессиональной гордости. Вот контрпример. Мой приятель,
будучи в «европах», нетактично спросил тамошнего инженера: «Ну, сколько
ты получаешь?» Ответ: «Это неважно. Я лучший специалист в своем деле в
стране!» Комментарии излишни.
Что делать, чтобы с младых ногтей
привить любовь к труду? Очевидно, надо начинать с семьи, а в школе
воспитывать детей на литературе, воспевающей романтику труда. В первую
очередь надо обратиться к американской литературе: «Эрроусмит»,
«Охотники за микробами», «Аэропорт» и т. п. Дидактика в них
воспринимается сердцем, и скучные нравоучения не требуются. И еще: если
бы я командовал на ТВ, то организовал передачи, посвященные С. Джобсу.
Это был бы пример для подростков, пример Труда и Успеха. Именно в таком
порядке. |