Согласитесь, Читатель, что сатиру
всегда сочиняли в расчете на общественный резонанс. Что понятно для
взрослого читателя, то рано для школьника. Поэтому в школьном
образовании сатира должна присутствовать в небольших количествах.
Школьник знает, что есть жанр – сатира. Но
воспринимает ее содержание в основном за чистую монету, а именно Москва
была такой, какой ее описал Грибоедов. Напомню, что он сказал с вызовом:
«в моей коллекции 25 глупцов». Добавим от себя: и один умник, и тот не
вполне художественный образ, а «рупор» автора. Прочитав учебник и пьесу,
школьник представляет Москву как собрание таких-сяких, в общем, очень
недостойных людей. А учитель не имеет времени, чтобы пояснить, что была и
другая Москва, не фамусовская. В результате запоминается искаженный
образ отечества.
Театралы и театры любят «Горе от ума». На
сцене текст оживает, ходульность пропадает. Зритель видит живых людей,
их мимику, жесты, тон, костюмы. Пьеса – раздолье для актеров. Напротив,
до школьника-читателя юмор не доходит. Даже когда Фамусов, напрягаясь,
старается понять смысл филиппик Чацкого с серьезностью большого в этом
мире человека. Чацкий, глядя на него, смеется, потом хохочет. Но
школьнику-читателю в отличие от зрителя не смешно. Лучший выход из
положения – отвезти детей в театр.
Я предлагаю подать пьесу без нажима на социальный подтекст, как комедию, в которой почти каждый стих превратился в поговорку.
«Горе от ума» можно изучать в 6-м классе. |