Суббота, 20.04.2024, 02:18


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ

М. Горький
13.03.2017, 16:57

Он в своей суровой прозе подчеркнуто изобразил горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в человека. Как ни странно, этот художник непригляднейших сторон жизни, ее звериной жестокости был в то же время величайшим оптимистом русской литературы.

В. Набоков

Горький был первым крупным писателем, вышедшим из народа, т. е. вопреки «свинцовым мерзостям жизни». Поэтому в его творчестве есть свежесть, страсть, грубая правда, не замутненная печальным юмором. «Правда выше жалости!» В XIX в. так не смог сказать никто.


«На дне»

Пьеса прославила автора на весь мир. В этой великой драме показаны люди как они есть. Центральным моментом является обсуждение назначения человека на земле. На эту философскую тему рассуждают обитатели ночлежки, т. е., говоря современным языком, опустившиеся люди, бомжи. Это – парадокс, но только кажущийся. В нем есть российская правда.

Все персонажи и при чтении воспринимаются живыми, а не надуманными. В театре впечатление усиливается. Школьник понимает не все. Но пафос до него доходит. Остальное он отложит в долговременную память и, может быть, со временем осмыслит это остальное.


«Мать»

Роман был изъят из программы после событий 90-х годов. Это сделано по конъюнктурным соображениям в угоду «либерализму», а отчасти по недомыслию. Такая же судьба постигла роман Н. Островского. Из моего читательского опыта (не учебников, но мемуаров, воспоминаний таких авторитетных людей, как Короленко, Гарин-Михайловский, Г. Успенский, а также из устных рассказов стариков 1890–1900 гг. рождения, которых я застал в живых), следует, что роман историчен. Россия бурно капитализировалась со всеми протестными вытекающими. Дикий капитализм он и есть дикий, что в конце XIX в., что сейчас. И не надо придираться к недостаткам романа. Выделим достоинства:

• впервые в русской литературе изображено зарождение самоосознания низов, т. е. рабочих;

• впервые показано, как народ из страдательной категории попытался перейти в «творительную». Даны образы людей полноценных, а не несчастных и униженных, коими изобилует дворянская литература.


«Детство»

«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то… и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз оторвать от нее, так буйно красива и мила становилась…»


«– А русские хорошие?

– Со всячинкой… Скорлупы у нас много; взглянешь – человек, а узнаешь – скорлупа одна, ядра нет, съедено. Надо бы нас учить, ум точить, а точила-то нет настоящего».


«Я очень рано понял, что у деда один бог, а у бабушки другой. Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но перед ним лгать было стыдно».


«Я и во храме разделял, когда какому богу молятся: все, что читают священник и дьячок, – это дедову богу, а певчие поют всегда бабушкину!» («Детство»).

Школьник сочувствует своему сверстнику Алексею. Более того, юный читатель безоговорочно верит автору – да, так и было. Алексей жил вольной жизнью: улица, драки с соседскими мальчишками, Волга, лес и т. д. Суровое дедовское воспитание скрашивалось добротой и мудростью бабушки. Учитель, особенно если у него есть дети, наверняка размышляет, как же так получилось, что молодой Пешков избежал «свинцовых мерзостей жизни» и стал человеком. И эту заинтересованность он передаст ученикам. Тогда они будут способны написать сочинения, например, на темы:

• Образ бабушки (отношение к Богу, миру, людям, ее поэтичность).

• Образ деда Каширина (биография, характер, образ жизни, отношение к людям, методы воспитания внука).

• Согласны ли вы с суждением Каширина, что у русского человека «скорлупы» много и «ум точить надо».

• Как я понимаю утверждение Горького «Правда выше жалости».

• Лучшие качества героев повести.

• Значение книг в самовоспитании Алексея Пешкова.

Подведем итоги. «Детство», «Мать», «На дне».

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ | Добавил: admin | Теги: критерия качества изучаемого произв, методические рекомендации по препод, трактовка произведений в школьном к
Просмотров: 879 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0