«Никто не знает настоящей правды».
«Дуэль»
«Ничего не разобрать на этом свете».
«Огни»
«У меня много этого – сквозь слезы».
А. П. Чехов
И душой овладевает Одинокая печаль, Безнадежная тревога О потерянной навек Жизни, что из дланей Бога Получает человек. Эти строчки Г. Иванова приходят на ум, когда читаю Чехова.
«Чехов – гениальный автор хмурых безыдейных, беспринципных людей, таковых, какими они существуют без малейшей фальши резца».
Н. Гарин-Михайловский
«…истинный и несравненный художник жизни, так как уничтожил грань между прозой и поэтической стороной жизни».
Л. Толстой
«Никто
кроме Чехова не заглянул так глубоко именно в психику, порождающую эту
практическую несостоятельность и беспомощность, бессилие героев перед
жизнью»; «Певец сумрачных настроений».
Современники Чехова
«Пишет брюзгливо, старчески, от его рассказов садится в мозг пыль и плесень».
Савва Морозов
Удивительно,
насколько Чехов с его жизнелюбием и страстью к благотворительной
деятельности отличался от персонажей своих произведений. Только глупец
может утверждать, что писатель и его книга едины. Судите сами. Чехов
построил вблизи Москвы школы для крестьянских детей, одну в Ялте,
добился строительства клиники в Москве, посылал в сахалинские школы
книги, работал земским врачом, обслуживая 25 деревень и т. д. и т. д.
Биография писателя производит впечатление. Читайте воспоминания о нем
Бунина и Горького.
Среда, в которой обитали «недостроенные»
персонажи Чехова, позволяла жить без труда в поте лица своего и без
труда души. Опасностью для человека был он сам – немотивированный,
бесхарактерный, хмурый, «вечный студент», не знающий «правды». Он живет
по инерции, как живется, а если не получается, то умирает, как дядя
Ваня, стреляется, как Иванов, бежит от себя, как Раневская, сходит с
ума, как Рагин.
Мир героев Чехова – мир заторможенных мещан
из провинции, где время остановилось. Нет войн, нет социальных проблем,
нет раскаляющейся предреволюционной обстановки. Это типы с холодной
лягушачьей кровью, обобщенный образ человеческого болота с его болотной
эстетикой. В учебниках убогость чеховских персонажей объясняется
реализмом писателя, т. е. социальными причинами. Что видел, то и
описывал. Это – полуправда. Правда в том, что у него был избирательный
взгляд, сфокусированный на нелепости окружающей его действительности.
Я представляю эстета, знатока Чехова, для
которого важно «не что, а как», сидящего в старинном вольтеровском
кресле с книгой и стаканом холодного чая. Он перелистывает страницы,
улыбается мудрой улыбкой потерявшего иллюзии молодости человека, вдыхает
и говорит сам себе: «Да… все мы немножко ионычи, беликовы, рагины…
Ничего не поделаешь. Зато как поэтично написано, с каким подтекстом, с
каким спокойным юмором».
Меня задевают два момента.
Во-первых, я не нашел в мировой литературе такого поэтического
изображения деградации. Здесь есть что-то болезненное. Выходит, что
только русская литература такая ущербная? Более того, досадна
популярность чеховских новелл. Во-вторых, правильно ли в школе изучать
произведения ради чисто художественных достоинств и не брать в расчет их
идейное содержание? В данном случае ощущение печального декаданса.
Юноша полон сил. Он видит жизнь клокочущую, яркую, динамичную, которая
может принести и радость, и горе. Он хочет радости, и чеховские недотепы
бесконечно далеки от него. Вводить юношу в их мир – что лить холодную
воду на голову.
Пьесы Чехова – иное дело. Если читать
пьесы, то можно согласиться с Толстым, который не принимал их. Но если
смотреть представление в театре, то происходит чудо. Они – раздолье для
режиссеров и актеров, театральный фристайл. Персонажи оживают. Им
сочувствуешь, стараешься понять, печалишься и посмеиваешься. Именно в
зрительном и звуковом восприятии проявляется человеческая сущность и
именно в «интеллигентном», сдержанном и очищенном от случайностей виде.
Плюс еще прекрасные декорации и звук топора, вырубающего вишневый сад. И
перед вами – поэтический и грустный образ уходящего времени. Склонность
к ностальгии о прошлом у нас, вероятно, вечна. Итак, Чехов – это театр и
только театр.
В программу включаем «Степь»
как цельное произведение, анализировать которое, выделяя идейное
содержание, художественные особенности и т. д., бессмысленно.
Предлагаемый мной критерий АВС здесь не работает. Надо учить детей
читать и просто наслаждаться великолепной прозой. Включаем также
«Вишневый сад» в надежде, что ученики посмотрят пьесу в театре. |