Древнерусская литература
Академик С. Лихачев
вспоминал, что медленное «незаинтересованное» чтение былин на уроке
пробудило его любовь к литературе. Так и надо поступать – читать вслух
отрывки из былин «О Соловье Будимировиче», «О Горе-Злосчастии», «Слово о
полку Игореве». Ученик слушает, воспринимая слово, ритмику, события,
образы бескрайних просторов, где герои бьются с врагами. Удаль,
богатырская сила, чувство воли – такими школьник представляет защитников
Руси. А сама Русь, вот она:
Услыхали они в чистом поле пахаря Пахаря-пахарюшка. Они по день ехали в чистом поле Пахаря не наехали. И по другой день ехали с утра до вечера, Пахаря не наехали. И по третий день ехали с утра до вечера, Пахаря и наехали. Хорошо в теремах изукрашено: На небе солнце, – в тереме солнце; На небе месяц – в тереме месяц; На небе звезды – в тереме звезды; На небе заря – в тереме заря И вся красота поднебесная. Какая же мощь заключена в былинах! И какой мелкой кажется по сравнению с былинами сатирическая и обличительная литература XIX в.
После такой подготовки учеников
преподаватель переходит к изучению вершины древнерусской литературы –
«Слову о полке Игореве», изучению не в смысле литературоведческого
анализа, а целостного произведения из области изящных искусств. Только в
этом случае «Слово» останется в памяти и укрепит национальный архетип
ученика.
Г. Р. Державин
Привлечь внимание школьника,
«зацепить», можно любопытным фактом из биографии или яркой особенностью
творчества. Например, тем, что в молодости Державин служил офицером и
пытался пленить Пугачева на свой страх и риск.
Образ Державина в нашем представлении
связан с событийной и энергичной екатерининской эпохой, с именами
Суворова, Пугачева и других известных государственных и военных
деятелей. Дворянство тогда было элитой, не по статусу, а по содержанию. И
Державин был частью этой элиты.
Пушкин слышал в стихах Державина и
«свинец», и «золото». Эта метафора не только точна в отношении ритмики и
фоники стихов, но и наталкивает на мысль, что поэту удалось уловить дух
времени, в котором была грубая тяжеловесность «свинца» и блеск
«золота». Замечу, что ошибочно думать, что Пушкин затенил Державина.
Вовсе нет.
Предлагается включить в программу: «Снигирь», «Осень во время осады Очакова», «Вечернее размышление…», «Памятник» с возможностью выбора.
Д. И. Фонвизин
Лучшая пьеса «Недоросль» читается
легко и с интересом. Сюжет прост, в содержании присутствует ясность,
выдержана чистота жанра. Есть и положительный герой. Поэтому пьеса не
производит тягостного впечатления, свойственного последующей русской
сатире.
В программу предлагается включить «Недоросля» (5 класс).
|