Сказанное ниже не есть оценка творчества Бунина вообще, а исключительно под углом зрения школьного образования.
Чтобы представить себе особенности творчества Бунина, послушаем крестьянского писателя И. Вольнова. Его слова записал Горький.
1. Замечательный
писатель! Вот бы эдак-то научиться! – вздыхал он и, закрыв глаза,
встряхивая шапкой спутанных волос, читал на память, точно стихи: «О,
какая тоска была на этой пустынной, бесконечной дороге, в этой мертвой
деревне, молча стоявшей на краю ее, в этих бледных равнинах за нею, в
этих жнивьях и копнах на их просторе, в этот синий степной вечер,
молчаливый, как могила!»…Золотое перо.
2. Написал «Суходол», пропел панихиду
дворянству, опомнился – «Деревню» написал. Вышло так: мы, дворяне,
плохи, ну, а вы – еще хуже… Он, конечно, считает мужиков неизлечимыми
уродами. Мы для него Азия, на четвереньках живем. Попробовал бы, помог
мужику встать на задние ноги!
3. Он вышивает золотом по черному.
Историческая справка
Для классиков XIX в. мир крестьянства
был – Terra incognita. Некрасов – особый случай. Тургенев только
коснулся темы. Умильная народническая литература не в счет. Г. Успенский
– исключение из этого правила. Чехов («Мужики», «В овраге», «Новая
дача»), Бунин («Деревня») изобразили мужиков (народ) «уродами». В
«Окаянных днях» революция показана как бунт черни, которая изображена на
физиологически отвратительном уровне. Булгаковский взгляд на революцию
не столь откровенен, но по существу близок к видению Бунина («Белая
гвардия»). К слову сказать, Бальзак и Золя показали крестьян в еще более
мрачном свете. Но там иное дело. У них не было вины крепостников.
Обличительный пафос русских
писателей объяснялся принципиальным непониманием психологии крестьян.
Только Успенский показал, что тяжелый труд, жизнь среди природы и борьба
с ней один на один, вынуждали крестьян принимать ее законы, что
мужицкая мораль в принципе далека от дворянской. С другой стороны, и
крестьяне не понимали образ жизни и культуру имущих. Их неприязнь,
перешедшую в ненависть, описал И. Вольнов. Она сполна проявилась во
время революций 1905 и 1917 гг. В Европе «антикрестьянские» книги
Бальзака и Золя прочли и вопрос «закрыли». Но в России эта тема имела
литературное и политическое продолжение. Шолохов описал «укрощение»
крестьян в «Поднятой целине». У Пастернака в «Докторе Живаго» мужики
дремучи, злобны и косноязычны. Мужикоборец Сталин считал крестьянство
косной стихией, тормозящей индустриализацию СССР, и имел на это
собственные резоны. Возможно, что он читал Бунина и Золя и укрепился в
своем мужикоборстве. В итоге была допущена величайшая несправедливость.
Крестьянство признали главным виновником отсталости России и подвергли
сталинским репрессиям.
Сказанное прямо относится к проблеме
ответственности писателя перед народом. У большого художника И. Бунина
ее не хватало. Он был «слишком» дворянин. Этот момент должен быть ясно и
тактично отражен в новом учебнике.
Вернемся к программе. В ней есть «Господин
из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник». На ученика первая повесть
производит тяжелое впечатление. Ощущение катастрофы постепенно
нагнетается. И делается это мастерски на уровне видений, запахов, звуков
и т. д. Рассказ исключительно «чувственный», а не интеллектуальный.
Автор хладнокровен и подробен в деталях. Ученик тоже хладнокровен и не
способен сопереживать или осуждать героя. За что? За то, что он богат и
примитивен? Этого недостаточно. Поэтому ученику неинтересно, что будет
дальше. Дальше – смерть. Гроб везут обратно, откуда приехал его
обиталец. Гробовая эстетика. Жалко не господина, а ученика. Поставим
жирный крест на этой вещи.
Остается «Чистый понедельник» –
светлая повесть. Может быть, учитель, поклонник Бунина, добавит еще
что-нибудь из серии произведений о любви. Оставим за ним это право. |