Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 г. в
Орловской губернии. Он был сыном помещика Шеншина и немки, фамилия которой
по-немецки писалась Foeth. Их брак, состоявшийся за границей, в России
был недействителен.
Всех поэтов, о которых речь шла раньше, современники
относили к партии «чистого искусства» или «искусства для искусства». Это было
не совсем верно, ибо почти все они преследовали в своих стихах те или иные
внепоэтические цели.
Николай
Алексеевич Некрасов родился в 1821 г. в Подольской губернии, где в это
время его отец находился на постое. Мать поэта была полька. Впоследствии он
создал чуть ли не религиозный культ ее памяти, но та поэтическая и
романтическая биография, которой он ее наделил, была почти целиком плодом
воображения, а его сыновние чувства при ее жизни не выходили за пределы
обычного.
Поколение родившихся между 1825 и 1850 гг. оказалось
поэтически самым бесплодным из всех в истории России. С 1860 г. и до
конца семидесятых не появилось ни одного хотя бы средне одаренного поэта. Враги
поэзии, опираясь на непреложные факты, могли торжествовать победу своей
антиэстетической кампании.
Развитие реализма на русской сцене шло проще и
прямолинейнее, чем в русском романе. Его историю можно обозначить несколькими
выдающимися именами, что невозможно сделать для прозы.
Первой его пьесой, представленной на сцене, была Бедная
невеста; это произошло в 1853 г. После этого и до самой смерти
Островского (в 1886 г.)
не проходило года, чтобы на сценах императорских театров не появилась его новая
пьеса.
Было только два драматурга, приближавшихся к Островскому
если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были
Сухово-Кобылин и Писемский, оба более традиционные, более «искусственные» и
более театральные, чем он.
К концу сороковых годов псевдоромантическая драма
Кукольника и ей подобные перестали пользоваться успехом. Только десять лет
спустя началось новое движение с целью оживить драму в стихах. Примером
послужил пушкинский Борис Годунов.
Двадцать лет назад за пределами России не существовало
разницы во мнениях по вопросу о том, кто величайший из русских
писателей, – Толстой господствовал в русской литературе так, как в глазах
всего мира никто не господствовал ни в одной национальной литературе после
Гете, а если вспомнить и огромный внелитературный авторитет Толстого – то
после Вольтера.
Начиная с января 1850 и до марта 1854 года Достоевский
находился в Омской каторжной тюрьме. За все это время для чтения у него была
только Библия, и он ни минуты не был один. В эти годы он пережил глубокий
религиозный кризис: он отверг социальные и прогрессистские идеи своей юности и
обратился к религии русского народа, в том смысле, что он не только уверовал в
то, во что верует народ, но уверовал потому, что народ верует.
Элементы гражданственности и социальности, очень заметные
уже в произведениях Тургенева и других романистов сороковых годов, у писателей,
работавших в царствование Александра II, еще усилились.
Единственным
романистом 60-х гг., кому нечего было бояться сравнения с людьми
сороковых, был Николай Лесков (1831–1895). Но отчаянная партийность
общественного мнения и неумение Лескова подделаться к какой бы то ни было
партии помешали его признанию: радикальная пресса его освистала и даже
подвергла бойкоту.
Самым выдающимся из беллетристов-разночинцев был Николай
Герасимович Помяловский (1835–1863). Он был сыном дьячка из петербургского
предместья и воспитывался в духовной семинарии, которая, как обычно бывало,
оставила у него самые мрачные воспоминания.
Царствование Александра II (1855–1881) было эпохой
великих литературных свершений, золотым веком русского романа. В ту
пору были написаны почти все великие произведения русской художественной
литературы – от тургеневского Рудина и аксаковской Семейной
хроники до Анны Карениной и Братьев Карамазовых.
Между тем, что написал Толстой до 1880 года, и тем, что
он написал после, пролегла глубокая пропасть. Но все это написано одним
человеком, и многое из того, что поражало и казалось совершенно новым в
произведениях позднего Толстого, уже существовало в ранних его сочинениях.
Лесков был всего на три года моложе Толстого, но
печататься он начал, когда ему было уже за тридцать, и время, когда с жаром, с
радостью принимали великое поколение романистов, уже миновало.
В царствование Александра II поэзия страдала по тем
же причинам, что и проза, но гораздо больше. Русская «викторианская» поэзия и
сама по себе была не особенно могучим древом. Она была эклектична; высокий
уровень пушкинской поры остался позади, она не верила в собственное право на
существование, и только искала компромисса между чистым искусством и
общественной пользой.
У слова интеллигенция два значения.
В более широком смысле оно включает все образованные классы и свободные
профессии, независимо от их политических взглядов и градуса политической
активности.
В политической жизни радикалы оставались оппозицией.
В литературе же они были большинством, а оппозицией были, наоборот,
сторонники существующего порядка. Консервативные писатели имели значительное
влияние на правительство, но читателей у них было меньше, чем у радикалов.
Константин Николаевич Леонтьев родился в 1831 г. в
родительском имении Кудиново (близ Калуги). В своих воспоминаниях он
оставил нам яркий портрет матери, оказавшей на него в детстве большое влияние,
и глубокую привязанность к которой он сохранил на всю жизнь.
Царствование Александра III (1881–1894) было периодом
политической реакции. Убийство Александра II произошло на гребне революционной
волны и за ним последовало крушение всего движения. Правительство начало
энергичную кампанию подавления, встретив поддержку общественного мнения высшего
и среднего классов.
Первым и во многом самым характерным представителем
прозаиков-восьмидесятников был Всеволод Михайлович Гаршин. Он происходил из
помещичьей семьи; родился в 1855 г.
в Донецком уезде. Гимназию окончил в Харькове, в 1873 г. поступил в
Петербургский Горный институт, но его не закончил.
Восьмидесятые и девяностые годы были плодотворны для
русской беллетристики. Она была не слишком высокого качества, и даже в то время
никто не думал, что происходит великое литературное возрождение. Но все же
нельзя сказать, что не было ничего значительного.
Революционеры, не попавшие ни в Сибирь, ни в
Шлиссельбургскую крепость, нашли убежище за границей. Большого места в истории
литературы они не занимают. Политическая печать между 1881 и 1900 гг. была
не слишком активна, да и потом не произвела на свет ничего, что могло бы
сравниться с герценовским Колоколом.
Владимир Галактионович Короленко является, бесспорно,
самым привлекательным представителем идеалистического радикализма в русской
литературе. Если бы не было Чехова, он был бы первым среди прозаиков и поэтов
своего времени.
Одним из главных преобразований в царствование Александра
II была реформа судопроизводства. Вместо закрытых процессов было введено
открытое судоговорение по европейскому образцу. Реформа сделала судей
независимыми от исполнительной власти и ввела в жизнь корпорацию адвокатов.
Андреевский как типичный представитель своего времени
сказал в одной из статей, что единственный законный сюжет для поэзии –
«красота и печаль». Эти два слова и впрямь суммируют поэтическую продукцию
восьмидесятых и начала девяностых годов.
Восьмидесятые годы были периодом (мягкой) реакции против
утилитаристского позитивизма предыдущей эпохи. Эта реакция выразилась в хилом
возрождении поэзии и несколько более энергичном возрождении религиозного
идеализма.
Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 г. в
Таганроге на Азовском море. Его дедушка был крепостным в одном из
громадных поместий Воронежской губернии, но заработал деньги торговлей и смог
выкупить себя и свою семью.
История революции с начала девятнадцатого века может быть
представлена как череда революционных волн и межреволюционных промежутков.
Каждая из волн поднималась выше предыдущей. Первая волна разразилась в 1825 г. в никем не
поддержанном и безуспешном бунте декабристов.