Первым и во многом самым характерным представителем
прозаиков-восьмидесятников был Всеволод Михайлович Гаршин. Он происходил из
помещичьей семьи; родился в 1855 г.
в Донецком уезде. Гимназию окончил в Харькове, в 1873 г. поступил в
Петербургский Горный институт, но его не закончил.
Он был человеком с
необычайно развитым нравственным чувством, и так как он воспитывался в годы,
последовавшие за освобождением крестьян, естественно, приобрел образ мыслей
«кающегося дворянина». Это не привело его в стан политической борьбы за народ,
но когда разразилась война с Турцией (1877), он пошел на войну солдатом. Сделал
он это не из патриотизма и не из авантюризма, но от глубокого убеждения, что
если народ страдает на фронте, его долг страдать вместе с народом. Гаршин был
хорошим солдатом. Его имя попало в газеты, он получил чин сержанта.
В августе 1877 он был ранен в ногу и отправлен в Харьков. Там он написал Четыре
дня, рассказ о раненом солдате, который четыре дня лежит, не в состоянии
пошевелиться, на поле сражения рядом с разлагающимся телом мертвого турка.
Рассказ появился в октябре 1887 г.
и произвел сенсацию.
Репутация Гаршина была установлена раз и навсегда. Он стал
профессиональным писателем. Но постепенно хрупкая душевная организация привела
его к заболеванию, выразившемуся в постоянном и мучительном разладе со всем
мировым порядком. Он постоянно находился на грани психического срыва. Поведение
его стало странным. Однажды он пошел к премьер-министру Лорис-Меликову и стал
его уговаривать «помириться» с революционерами. Это был один из первых его
странных поступков. Но то обстоятельство, что он на собственном опыте знал, что
такое психическая болезнь, помогло ему написать самый замечательный из своих
рассказов – Красный цветок (1883). Состояние его ухудшалось. Он
чувствовал неминуемое приближение безумия. Это усиливало его меланхолию и в
конце концов привело к самоубийству. После особенно тяжелого приступа отчаяния
он бросился в лестничный пролет и сломал ногу. Он так и не поднялся: после
пятидневной агонии 24 марта 1888 г.
он умер. Все знавшие его говорят о его необыкновенной чистоте и обаянии.
Говорят особенно о его глазах, несравненных и незабываемых.
Сущность личности Гаршина в том, что ему был дан «гений»
жалости и сострадания, такой же сильный, как у Достоевского, но без
«ницшеанских», «подпольных» и «карамазовских» ингредиентов великого писателя.
Дух жалости и сострадания пронизывает все его творчество, количественно
небольшое: около тридцати рассказов, вошедших в один том. В большинстве из
них он является умным учеником Тургенева и раннего Толстого. В нескольких
(Сигнал, Сказание о гордом Аггее) он идет по указанному Толстым
пути создания народных рассказов. То, чего не было и «Attalea
Princeps» – басни, с животными и растениями в человеческих ситуациях.
Второй из этих рассказов принадлежит к лучшим гаршинским созданиям – он
пропитан духом трагической иронии. Он предвещает Чехова в великолепно
построенном рассказе Денщик и офицер. Это рассказ об «атмосфере» –
атмосфере унылой тоски и бессмысленной скуки. В Очень коротком романе
он обрабатывает – более удачно – сюжет арцыбашевской Войны о
неверности женщины, покинувшей героя, ставшего инвалидом. Это маленький шедевр
по густоте и лирической иронии. Самый известный и самый характерный его
рассказ – Красный цветок, первый из длинного ряда русских
рассказов, посвященных сумасшедшему дому (вторым по времени был рассказ Чехова Палата
№ 6). В нем болезненное и напряженное нравственное чувство
Гаршина достигает апогея. Это рассказ о безумце, одержимом желанием истребить
зло в мире. Он делает открытие, что все зло сосредоточено в трех цветках мака,
растущих в больничном саду, и ему удается, применив всевозможные хитрости и
уловки, обмануть сторожа и сорвать эти цветы. Он умирает от нервного истощения,
но умирает счастливый и уверенный в том, что осуществил свою задачу. Рассказ
этот – сильный и мрачный. Удручающая атмосфера сумасшедшего дома передана
с впечатляющим мастерством. Конец приходит как облегчение, как смерть мученика,
но и тут таится жало горькой иронии.
Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера
слишком связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в Красном
цветке читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль
его – чистый, сдержанный и искренний, и даже случайные неловкости
предпочтительнее, чем бойкая риторика и картонный драматизм андреевской школы.
|