Очень трудно разграничить агиографию и биографию, с одной
стороны, и художественный вымысел с другой. Существует целая промежуточная
область, которую современные историки склонны числить среди художественных
вымыслов, но которую тогдашний читатель никак от агиографических писаний не
отделял.
Перед самым концом древнерусская цивилизация нашла так
сказать, свое полное и окончательное выражение в двух совершенно непохожих, но
взаимно друг друга дополняющих фигурах – царя Алексея Михайловича и
протопопа Аввакума.
После Люблинской унии (1596) весь запад России
(Белоруссия, Галиция и Украина) попали под власть Польши. Поляки,
организованные иезуитами, начали яростную кампанию против православной веры и
русской нации.
Ритуал Восточной Церкви, как и Западной, уже содержит
зародыши драматического действа. Но в отличие от происходящего на Западе, эти
зародыши оставались чисто ритуальными и символическими, и не переросли в
драматические представления.
Отправной точкой всего дальнейшего литературного развития является усвоение
правил французского классицизма четырьмя людьми, родившимися при Петре, и их
более или менее успешные старания перенести эти правила и нормы на русскую
литературную почву, создавая соответствующие им оригинальные произведения.
Кантемир и Тредиаковский были предшественниками. Истинным
основателем новой русской литературы и новой русской культуры был великий
человек, более крупный, чем каждый из них, – Михайло Васильевич Ломоносов.
Если Ломоносов был отцом новой русской цивилизации, то
отцом профессионализма в русской литературе был Александр Петрович Сумароков. Он родился в Москве, в хорошей дворянской московской семье,
воспитывался в Петербургском кадетском корпусе, где приобрел совершенное знание
французского языка и близкое знакомство с французским классическим образованием.
Над всеми этими почтенными и посредственными писателями и
поэтами возвышается величайший поэт столетия и один из величайших и
оригинальнейших русских поэтов – Гаврила Романович Державин.
Нормы новой литературной прозы были установлены
Ломоносовым и действовали до появления Карамзина. Собственная проза Ломоносова
сводилась к высоким родам – торжественному красноречию и риторической
истории.
Последние годы царствования Екатерины увидели начало
литературного движения, связанного с именем Карамзина. Это не было революцией.
Дух восемнадцатого столетия оставался живым еще долго, и новое движение в
значительной мере утверждало этот дух.
Ранние произведения Карамзина были встречены резким
сопротивлением консерваторов. Их вождем был адмирал Александр Семенович Шишков
(1754–1841), типичнейший консерватор во всем и националист.
Эпоха Карамзина была Золотым веком русской басни. Стиль
Лафонтена в России был введен Сумароковым, а затем русифицирован Хемницером. Но
в конце XVIII и в первые годы XIX века все буквально помешались на сочинении
басен. Каждый, кто умел срифмовать две строки, пускался писать басни.
Теория классицизма не ставила роман на ту же доску, что и
драму, и другие поэтические жанры. Должно было пройти некоторое время, прежде
чем роман стал считаться литературой.
Золотой век русской поэзии в основном совпадает с эпохой
расцвета романтической поэзии в Западной Европе. Но его поэзия – не
романтизм. Она более формальна, действенна, избирательна – короче
говоря, классична, чем всякая иная поэзия (или во всяком случае
поэтическая школа) девятнадцатого столетия.
Пионером и признанным патриархом Золотого века поэзии был
Василий Андреевич Жуковский. Он родился в 1783 г. в Тульской
губернии и был незаконным сыном помещика Бунина и турецкой полонянки.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (по
старому стилю) 1799 г.
Семья его отца была одной из древнейших русских дворянских семей. Мать его,
урожденная Ганнибал, была внучкой «арапа Петра Великого» – точнее,
абиссинца – генерал-аншефа Абрама Ганнибала.
Двадцатые годы были временем, когда поэзия была более
популярна в России, чем когда-либо прежде или после. Основной формой тогда
стала байроническая повесть в стихах: увлечение Байроном началось в 1822 г. после
пушкинского Кавказского пленника и Шильонского узника,
переведенного Жуковским, и продолжалось до конца десятилетия.
Самым достойным соперником Пушкина среди современников и
единственным поэтом 20‑х гг., кто мог бы претендовать на эпитет «великий»,
был Евгений Абрамович Баратынский (или Боратынский, как иногда он сам писал
свое имя и как сегодня пишут его потомки).
Третьим крупнейшим поэтом двадцатых годов был Николай
Михайлович Языков. Он родился в 1803 г. в Симбирске, городе Карамзина и
Гончарова. Как и Баратынскому, ему в литературе покровительствовал Дельвиг.
Первые его стихи были напечатаны в 1822 г.
Поэты двадцатых годов образовывали реальное и при всем
его разнообразии единое движение, которое можно назвать школой. Обычно их
называют «пушкинской плеядой». Но были и поэты, находившиеся вне движения,
почему современники их, можно сказать, почти не признавали.
Классическая трагедия с тремя единствами и
александринским стихом после Озерова умерла, но классическая комедия выжила и
даже пережила возрождение. Однако за единственным, хотя и великим, исключением
(комедия Грибоедова), она не создала ничего, сравнимого с лучшими комедиями
XVIII века.
Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве 4 января 1795 г. Он получил
блестящее образование. Семнадцати лет он закончил Московский университет с
двумя дипломами – по естественным наукам и праву – и готовился к
получению научной степени, когда его учение было прервано вторжением Наполеона.
Влияние французского языка в России достигло апогея в
царствование Александра I. Все образованные дворяне, выросшие в это
царствование, знали французский не хуже, а то и лучше, чем русский.
Русский роман так и прозябал до самого 1829 г., когда
вдруг на писание романов вспыхнула мода. В этом году небезызвестный Фаддей
Булгарин выпустил свой назидательный плутовский роман Иван
Выжигин, побивший рекорды распродажи; в этом же году Михаил Николаевич
Загоскин, известный как комедиограф, выпустил первый русский роман
в вальтерскоттовском стиле – Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.