Всех поэтов, о которых речь шла раньше, современники
относили к партии «чистого искусства» или «искусства для искусства». Это было
не совсем верно, ибо почти все они преследовали в своих стихах те или иные
внепоэтические цели. Но по сути они не были гражданскими или социальными
поэтами. Их объединяло общее традиционное представление о поэтической красоте,
красоте поэтической темы, которая выше каждодневной жизни и не касается ее. Им
противостояли гражданские поэты, которые были сознательными выразителями
современных политических и социальных настроений и так же, как романисты,
пользовались в поэзии материалом современной действительности. Сила
традиционного представления о несвязанности поэзии с действительностью
сказывалась в том, что если романисты пользовались исключительно материалом,
взятым из современной русской жизни, то из поэтов лишь немногие осмеливались
вводить в стихи русские реалии. Для большинства поэзия оставалась по-прежнему
романтическим бегством от реальной действительности.
Гражданская поэзия в руках наиболее значительных ее
представителей стала подлинно реалистической, но рядовые гражданствующие барды
зачастую были такими же эклектиками, как и поэты «чистого искусства», а в
покорности условностям еще их превосходили. Такова, например, плоская и скучная
поэзия очень милого и почтенного А. Н. Плещеева (1825–1893),
разделившего участь Достоевского в качестве члена кружка петрашевцев, а позднее
одного из самых почитаемых ветеранов великой эпохи. Большинство гражданских
поэтов были радикалами разных толков, но одним из первых и лучших был
славянофил Иван Аксаков; его публицистические стихотворения, написанные в
сороковых и пятидесятых годах, в которых он призывает русских интеллигентов к
труду и дисциплине и яростно нападает на обломовско-рудинскую неумелость и
лень, великолепны по своей неприукрашенной и целенаправленной силе. Его
повествовательная реалистическая поэма Бродяга (1852) была первой
русской поэмой о крестьянской жизни, во многом предварившей Некрасова.
Много общего с аксаковской имеет поэзия Алексея Михайловича Жемчужникова
(1821–1908), двоюродного брата Алексея Толстого, его соавтора по «Козьме
Пруткову». Серьезные стихи он стал писать уже в старости (первый их сборник
вышел в 1892 г.).
Они вдохновлены негодованием на поколение восьмидесятых годов, отказавшееся от
высоких идеалов эпохи реформ. Несколько жесткая, металлическая, эта поэзия
привлекает нравственной серьезностью и чистотой звука.
Несколько менее гражданственна и более эклектична поэзия
Ивана Саввича Никитина (1824–1861), который, как и Кольцов, был сыном
воронежского торговца. Его лирические стихи о природе не отличаются
оригинальностью и сами по себе обеспечили бы ему место разве что среди
второстепенных эклектиков, но у него есть невообразимо пронзительная похоронная
песнь о своей жизни («Вырыта заступом яма глубокая») и шедевр словесной
живописи и выразительного ритма – начальные стихи, описывающие водяную
мельницу в Ласточкином гнезде.
Однако главное в поэтическом наследии Никитина – это
реалистические стихотворения о жизни бедняков. Иногда в них чувствуется
склонность к их идеализации и сентиментализации, но лучшие вещи свободны от
этого греха. В длинной, лишенной событий и мощной поэме – Ночлег
извозчиков – дышит чисто эпическое спокойствие, а в таких поэмах, как Портной –
неподслащенный реализм трагической нищеты. В своем opus magnum
(главном произведении) Кулак Никитин вводит в поэзию методы
реалистической прозы. Ему удается вызвать жалость и ужас простым рассказом о
заурядной убогой нищете. Но он был недостаточно велик, чтобы создать
по-настоящему новое искусство или новое отношение к поэзии. Вообще весь русский
поэтический и гражданский реализм можно было бы рассматривать как некую
второстепенную поросль, если бы не великое имя Некрасова.
|