Одним из главных преобразований в царствование Александра
II была реформа судопроизводства. Вместо закрытых процессов было введено
открытое судоговорение по европейскому образцу. Реформа сделала судей
независимыми от исполнительной власти и ввела в жизнь корпорацию адвокатов.
С независимостью судей при Александре III было, в сущности, покончено, но
адвокатское сословие процвело с самого начала и превратилось в настоящий
питомник общей культуры. Самые блестящие представители поколения избрали
адвокатуру своей профессией, и многие адвокаты завоевали своим красноречием
всероссийскую известность. В отличие от того, что происходило в других
областях, они не пренебрегали работой над формой своих выступлений, и в этой
области проявилось больше мастерства, чем в любом виде беллетристики.
Имена
адвокатов князя А. И. Урусова, В. Д. Спасовича и
прокурора (позднее министра юстиции) Н. В. Муравьева следует назвать
как принадлежавшие самым блестящим ораторам того времени. Но адвокаты не
пренебрегали и чисто литературной работой. Спасович был автором обративших на
себя внимание статей о Пушкине и Байроне; Анатолий Ф. Кони (р. 1844),
самый старый из ныне живущих русских писателей, составил себе имя как автор
книги о докторе Гаазе, известном филантропе, и еще более как автор нескольких
томов воспоминаний. Они написаны легким и прозрачным языком, приятно
напоминающим фрагменты воспоминаний Тургенева. Эстетическое возрождение 80‑х и
90-х гг. многим обязано князю Урусову (1843–1900). Он установил в России
культ Флобера и Бодлера, и был одним из лучших литературных критиков своего
времени, хотя критика его высказывалась в беседах и письмах.
Но наиболее замечателен из всех этих юристов-литераторов
Сергей Аркадьевич Андреевский (1847–1918). Он был одним из самых преуспевающих
адвокатов, но имя его запомнится скорее в связи с его литературными трудами.
Стихи его, как и все стихи того времени, незначительны. Зато критические статьи
его были событием – он был первым критиком, отдавшим должное Достоевскому
(статья о Братьях Карамазовых, 1888) и первым, обратившим внимание на
старую поэзию: он открыл Баратынского. Но главное его произведение – Книга
Смерти, опубликованная посмертно (Ревель, 1922). Он раскрылся в ней как
изящный и тонкий прозаик, прилежный и умный ученик Лермонтова, Тургенева и
Флобера. Наиболее замечательна первая часть, написанная около 1891 г. В ней
описана история его первого столкновения со смертью, в которой есть пассажи
поразительной силы и красоты. Такова, например, глава о его старшей сестре
Маше, о его болезненной любви к ней, о ее странной душевной болезни и ранней
смерти. Эта глава заслуживает высокого места в русской литературе. Она
великолепна по искреннему анализу собственных чувств, по живости рассказа и по
выдержанному ритму, которого не встретишь ни у Лермонтова, ни у Тургенева. Вся
глава (около пятидесяти страниц) представляет единое ритмическое целое. Ритм
совершенно неназойлив и тем особенно прекрасен; обороты речи настолько
разговорны, что нетренированное ухо и не заподозрит, а нарочито
неритмизированное чтение не укажет слушателю, что тут таится нечто особенное.
Это одно из прекраснейших достижений русской прозы.
|