Развитие реализма на русской сцене шло проще и
прямолинейнее, чем в русском романе. Его историю можно обозначить несколькими
выдающимися именами, что невозможно сделать для прозы. Три периода этого
развития можно разделить так: в первом (примерно с 1830 по 1850 гг.)
господствует великий актер, во втором (1850–1895) – великий драматург, в
третьем (который выходит за пределы настоящего тома) – великий режиссер.
Это Щепкин, Островский и Станиславский. Щепкин был родоначальником реалистической
игры. Но корнями его искусство уходило в глубину классической традиции с ее
универсальной всечеловеческой правдой, и его реализм говорил не о частностях, а
о человеческой природе вообще. Искусство его было искусством создания типов
психологических, а не социальных. Вторая фаза русского сценического реализма
сосредоточилась на реализме социальном, на правде конкретных деталей, на
наименее универсальных и наиболее индивидуальных аспектах данной социальной
среды. Он стал «этнографическим» реализмом, или, используя русский термин,
бытовым, что означает изображение жизни в ее локальных и преходящих аспектах.
Эта фаза нашла свое
полное выражение в пьесах Островского и игре Прова Садовского (1818–1872),
личного друга автора. Первое представление первой пьесы Островского (1853) открыло
новую театральную эру, продолжавшуюся полстолетия.
Островский наложил свой отпечаток на весь период. Как и
современный ему роман, драма в его руках стремилась стать соединением
отобранных срезов жизни, минимально приспособленных к требованиям сцены. Эта же
тенденция прослеживается в драматургии Тургенева, который в начале литературной
деятельности колебался некоторое время между драматургией и прозой. Он наиболее
значительный драматург из всех романистов, за исключением Писемского. Его пьесы
относятся к 1843–1852 гг. Это в значительной мере экспериментальные поиски
собственной формы. Некоторые из них были поставлены в то время, некоторые
увидели подмостки недавно. Самая сценичная из них – Провинциалка,
легкая изящная комедия (1851). Самая интересная исторически – Месяц в
деревне (1850), психологическая драма на проверенную временем тему о
любовном соперничестве между зрелой женщиной и молоденькой девушкой, которая и
по стилю и по построению (отсутствие внешних событий и сложность
психологической и атмосферной обрисовки) явно создает предчувствие Чехова.
|