Выбор пунктуационного знака для пишущего не
всегда прост и однозначен. Чтобы поставить
необходимый знак препинания, оказывается,
недостаточно выучить пунктуационные
правила – необходимо знание синтаксиса.
При составлении карточек со словарными словами
заметила, что сейчас в некоторых словах
допускается двоякое ударение. Например, мои
учителя в школе учили меня говорить слово форза'ц
с ударением на втором слоге, а теперь ударение
возможно и на первом: фо'рзац.
В современной методике русского языка
все более очевидным становится внимание к
раскрытию эстетической функции слова. Методы
работы над эстетическими ресурсами языка могут
быть самыми разнообразными. Одним из них
является лингвистический анализ текста.
Овладение языком на всех уровнях, изучение строя
языка, его структуры, речевая деятельность,
многосторонняя работа с текстом – задачи
сегодняшнего дня.
Одной из сложных проблем при
комплексном анализе текста является характер
лингвистических заданий, предлагаемых учителем.
Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и
задания не становились самоцелью...
К лингвистическому анализу текста
можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не
требует специальных уроков, а лишь предполагает
включение в обычные уроки фрагментов
художественных произведений.
Эти материалы можно использовать для
поднятия настроения на уроках, посвященных
изучению синтаксиса и комплексному анализу (а
также для осуществления межпредметных связей).
Как создать интригу в начале
урока, если по обязательному и вполне резонному
требованию методического объединения школы урок
должен начинаться с упражнения в каллиграфии?
В школьной программе по русскому языку для
многих самым непонятным, а следовательно, и
ненужным представляются всякого рода
лингвистические разборы: слова по составу,
фонетический, морфологический, синтаксический.
К.Ушинский писал: «Все в мире мы
узнаем не иначе как через сравнение». Метод
сопоставления в двух его вариантах (установление
сходств и различий) помогает вскрыть семантику
правописания, его внутренний смысл.
Основная
цель предлагаемых заданий – сделать важнейшую
и сложнейшую тему интересной для
пятиклас-сников, особенно для тех из них, кто
плохо усвоил в начальной школе раздел фонетики и
еще нечетко осознает различие между звуком и
буквой.