О ЯЗЫКЕ
Язык человека – это его мировоззрение
и его поведение. Как говорит, так, следовательно,
и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему
интеллигентным, образованным и культурным
человеком, то обращайте внимание на свой язык.
Говорите правильно, точно и экономно. Не
заставляйте окружающих выслушивать свои длинные
речи, не будьте самовлюбленным болтуном.
Если вам приходится часто публично
выступать – на собраниях, заседаниях, просто в
обществе своих знакомых, то прежде всего следите,
чтобы ваши выступления не были длинными. Следите
за временем. Это необходимо не только из уважения
к окружающим – это важно, чтобы вас поняли.
Первые пять минут слушатели могут слушать вас
внимательно; вторые пять минут они только делают
вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте
перестают делать вид и начинают перешептываться
о своих делах, а когда дойдет до того, что вас
прервут или начнут друг другу что-нибудь
рассказывать, – вы пропали.
Чтобы выступление было интересным, все, что вы
говорите, должно быть интересным для вас. Можно
даже читать доклад, но читать с интересом. Если
выступающий с интересом для себя рассказывает
или читает и аудитория это чувствует, то и
слушателям будет интересно. Конечно, если тема
выступления неинтересна, из попыток внушить
интерес слушателям ничего не выйдет.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не
было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна,
главная мысль, которой должны быть подчинены все
остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем
выступлении окажется тема, появится «ожидание
конца», слушатели будут догадываться, к чему вы
ведете, в чем вы их хотите убедить, и ждать, как вы
сформулируете в конце вашего выступления
основную мысль.
(Д.С. Лихачев)
1. Что нового вы узнали о языке?
Найдите ключевые слова в тексте. Выпишите их,
сгруппируйте по частям речи. Сформулируйте их
общее значение.
2. Укажите смысловые части в тексте.
Докажите, что это смысловые части. Совпадают ли
смысловые части с абзацами? Определите тип речи в
каждой смысловой части. Какие языковые средства
формируют данный тип речи? Какими средствами
связаны предложения в смысловых частях и сами
смысловые части? Сколько простых и сколько
сложных предложений в каждой смысловой части?
Докажите, что перед вами сложные предложения,
укажите их типы. Какие из сложных предложений
наиболее частотны? Прочитайте их. Какие
придаточные предложения чаще всего встречаются
в тексте? Почему?
Обозначьте подчинительные союзы
(обведите их кружком или овалом).
Укажите многокомпонентные
предложения с разными типами связи. Составьте их
схемы. Прокомментируйте вариативные
пунктограммы в сложных бессоюзных предложениях.
Прокомментируйте пунктограммы в
простых предложениях (тире между подлежащим и
сказуемым, пунктуация при однородных членах,
вводных компонентах, определите семантику
вводных компонентов).
Почему в тексте не встретились
обособленные члены предложения? Обоснуйте свое
мнение.
1. Определите стиль текста. Укажите
языковые средства, характерные для
публицистического стиля (тип речи – рассуждение,
наличие условных и целевых сложноподчиненных
предложений, в том числе в роли тезиса, прямое
обращение к читателю в форме повелительного
наклонения, сочетание сложных многокомпонентных
и простых нераспространенных предложений, паузы
и их пунктуационное оформление, ряды однородных
членов с уточняющей и характеризующей функцией и
т.д.).
2. Как проявляется авторское «я» в
тексте?
Укажите лексические средства,
характерные для публицистического стиля.
3. Можно ли охарактеризовать по цели
высказывания простые предложения в составе
сложных? Обоснуйте свое мнение.
4. Что вы знаете о тайне влияния на
людей словом?
5. Напишите подробное изложение с
элементами сочинения. |