К лингвистическому анализу текста
можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не
требует специальных уроков, а лишь предполагает
включение в обычные уроки фрагментов
художественных произведений. Поскольку
пятиклассники пишут еще очень медленно,
фрагменты эти невелики по объему. Но в работе над
ними следует подбирать такие задания, которые
помогали бы ребятам воспитывать вкус к
настоящему художественному слову, почувствовать
красоту и богатство русского языка, увидеть, как
«живут» изучаемые языковые явления в тексте.
Приведу пример.
Осенняя росинка
Заосеняло. Мухи стучат в потолок.
Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна
на убранных полях. Сороки семьями пасутся на
дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день
просверкает.
(М.Пришвин)
Какие слова показались вам
необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что
они означают? Каково их лексическое значение?
Почему именно эти глаголы использовал писатель?
Постарайтесь подобрать синонимы.
Грустная или веселая картина
представляется вам, когда вы читаете эти строки?
Почему?
Как, по-вашему, почему иная росинка
... весь день просверкает на листе?
Представьте, что вам нужно
нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие
краски вам понадобятся для рисунка? Почему?
Подчеркните грамматические основы
предложений. Чем первое предложение отличается
от остальных?
Сделайте морфемный разбор слова росинка
и определите значение суффикса.
Объясните написание слов с
разделительным мягким знаком.
Написание каких орфограмм вам бы
хотелось уточнить? Что вас затруднило?
В старших классах необходимо уже
проведение специальных уроков, которые
посвящаются наблюдению над использованием
изучаемых грамматических явлений в
художественной речи. Здесь в центре внимания –
художественные и публицистические тексты,
позволяющие воспитывать уважительное отношение
к прошлому, настоящему и будущему, к национальным
традициям. Например, работаем с таким текстом.
В 1408 году было решено украсить
росписью обветшалый к тому времени Успенский
собор во Владимире. Этот памятник домонгольского
прошлого напоминал людям о времени русской
славы, времени «Слова о полку Игореве», и поэтому
восстановление его было делом общенародного
значения. В те годы Феофана не было уже в живых, и
выбор пал на Андрея Рублева. В этой работе
участвовал его сотоварищ Даниил Черный. Рублевым
были расписаны стены, встречающие посетителя при
входе под величественные своды собора. Едва
была закончена роспись Успенского собора и
произошло торжественное освящение храма, над
Русью разразилась беда: хан Едигей двинул полки
на Москву, и его появление было неожиданным. Во
время нашествия был сожжен татарами
Троице-Сергиев монастырь. Место было почитаемым,
недаром его посетил Дмитрий Донской перед
Куликовской битвой, и поэтому восстановление
монастыря имело в глазах людей той поры большой
патриотический смысл. На месте сгоревшего
деревянного был построен каменный Троицкий
собор. Сюда пригласили Андрея Рублева с его
неизменным другом Даниилом Черным для росписи
стен и выполнения иконостаса. Роспись не
сохранилась, но сохранился иконостас и
превосходная местная икона «Троица» – ныне
жемчужина коллекции древнерусского искусства
Третьяковской галереи. (М.Алпатов)
Докажите, что текст относится к
публицистическому стилю.
Как по-вашему, нужна ли нам сейчас
подобная информация? Почему?
Что вы знаете об истории Успенского
и Дмитриевского соборов во Владимире?
Постарайтесь передать свои
впечатления или ощущения от фресок Андрея
Рублева в Успенском соборе.
Укажите грамматические основы в
выделенном предложении и сделайте его
пунктуационный разбор; составьте схему.
На какие орфограммы в тексте вы
обратили внимание?
Сделайте морфологический разбор
причастия.
Одной из наиболее эффективных работ по
развитию речи являются мини-сочинения. Эта
форма работы позволяет ученикам использовать
уже освоенные ими изобразительно-выразительные
средства языка. Хорошие речетворческие тренинги
предлагает Л.Д. Пономарева в статье «Рождается
внезапная строка...». Например: «Вы стоите на вершине
высокой горы. Посмотрите вниз. Опишите
увиденное»; «Вы стоите на берегу реки. Медленное
течение уносит речные потоки. О чем вы думаете,
глядя на водную гладь?»; «Вы распахнули окно. В
комнату ворвался запах весенней свежести. Какое
чувство вы испытываете?». Там же описан
интересный вид работы – создание контекста «по
образному средству». Ученикам предлагается
ввести образное средство, использованное
мастером слова, в собственный художественный
текст, например: слезливое утро (А.Чехов),
чуткий камыш, в огне облака (И.Никитин), любопытное
солнце (А.Блок) и др.
Построенные таким образом задания
активно развивают образное мышление,
ассоциативную память, что позволяет ребятам
делать свои «открытия, пусть даже это только
удачное предложение. |