Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж «немало воды утекло». О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки — сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт — «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то — вода...» (В. Суслов.)
Дидактические игры 1. Кто о чём подумал? Участники игры держат наготове карандаши или ручки. Ве¬дущий громко произносит одно из приведённых ниже слов, после чего играющие должны немедленно записать краткое предложение или сочетание слов, из которого бы ясно следова¬ло одно из значений предложенного слова. Например, если ведущий произнёс слово корень, один игрок может записать корень растения, другой — корень слова, третий — корень ма¬тематический, четвёртый — корень зуба, волоса, а пятый — корень зла (причина зла). Затем ответы зачитываются, и веду¬щий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в буду¬щем агрономом, языковедом, математиком, врачом и т. п.
Гнездо, единица, земля, команда, корень, крыло, курс, линия, марка, очередь, печать, площадь, поле, полотно, порода, приём, связь, узел, фигура, ядро.
2. «Своё» значение. Порядок действий тот же, что и в предыдущей игре, но побеждает игрок, придумавший больше слов с таким значением, которое не пришло в голову другим участникам игры. Например, если ведущий прочитал слово крутой, большинство играющих подумает об основном его значении — обрывистый, почти отвесный (крутой берег). Но такой ответ не будет способствовать выигрышу, так как окажется у многих участников игры. Следует подобрать словосочетания с самым «неожи-данным» значением слова, например: крутой кипяток (сильно кипящая, клокочущая вода), крутой характер (суровый, упрямый, своевольный), крутое яйцо, тесто (т. е. очень плотное, густое) и т. д.
Крутой, жёсткий, жидкий, редкий, сухой, частый, низкий, мелкий, лёгкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, тёмный.
3. Загадки. 1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются —....
2) Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать.
3) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я — планка для черчения; И, наконец, порою В шеренгу вас построю.
Подобные загадки можно составлять и не в стихотворной форме, например: 4) Если строится здание, я его украшаю. Если стро¬ятся люди, они меня украшают. 5) Я бываю шёлковая и изоляционная, в конвейе¬ре, телеграфе, киноаппарате и пулемёте. Со мной сравнивают реку и дорогу. Кто я такая?
4. Дидактическая игра «Кто больше?» Ведущий записывает (или называет) одно из приведён¬ных ниже слов и предлагает участникам игры придумать побольше словосочетаний или кратких предложений с раз¬личными значениями этого слова (значения не должны повторяться). Например, прилагательное мягкий: 1) мягкий мох (основное значение — нежёсткий); 2) мягкий воск (нетвёрдый); 3) мягкий свет (нерезкий, приятный для глаз); 4) мягкий характер (уступчивый, легко поддаю¬щийся чужому влиянию); 5) мягкое наказание (нестрогое, несуровое); 6) мягкий климат (тёплый, несуровый); 7) мягкий вагон (с мягкими спальными местами); 8) мягкая вода (легко растворяющая мыло); 9) мягкий знак (название буквы ь); 10) мягкие согласные звуки.
Прилагательные: мягкий, новый, острый, тупой, прямой, пустой, свежий, свободный, слабый, тонкий, тяжёлый, холодный, чистый и др. Глаголы: нести, нанести, оставить, принять, пробиться, пройти, слушать, считать, тянуть, ходить и др. Существительные: история, источник, кар¬та, картина, корпус, лицо, масса, оборот, операция, план, полоса, пробка, род, свет, степень, язык и др.
5. Объясните, чем отличаются: часовая стрелка от железнодорожной; верёвочный узел от железнодорожного; загородный парк от трамвайного; огонь в печи от артиллерийского; живописная мастерская от живописной местности; холодное молоко от холодного взгляда; натянутые провода от натянутых отношений.
6. Какое значение имеет выделенное слово? 1) Накинув тихо покрывало На деву спящую, Руслан Идёт и на коня садится... 2) День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу... 3) Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. 4) Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит, О расплате думает частенько; Время идёт, и срок уж близенько. (А. Пушкин.)
7. Блиц-опрос. 1) Какой иглой не сошьёшь рубахи? 2) В каком магазине ничего не купишь? 3) Что можно набрать, ничего не беря в руки? 4) Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? 5) Что можно собрать без помощи рук? 6) Можно ли считать, не пользуясь числами? 8. Вопросы и задания. 1) Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение, например: отход (отбытие) — отходы (остатки какого-либо производства); запрос (требование) — запросы (потребности, интересы) и т. п. Подберите ещё несколько подобных примеров. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.
|