Пятница, 22.11.2024, 23:03


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ЛЕКСИКА

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «немало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт —
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то — вода...»
(В. Суслов.)

Дидактические игры
1. Кто о чём подумал?
Участники игры держат наготове карандаши или ручки. Ве¬дущий громко произносит одно из приведённых ниже слов, после чего играющие должны немедленно записать краткое предложение или сочетание слов, из которого бы ясно следова¬ло одно из значений предложенного слова. Например, если ведущий произнёс слово корень, один игрок может записать корень растения, другой — корень слова, третий — корень ма¬тематический, четвёртый — корень зуба, волоса, а пятый — корень зла (причина зла). Затем ответы зачитываются, и веду¬щий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в буду¬щем агрономом, языковедом, математиком, врачом и т. п.

Гнездо, единица, земля, команда, корень, крыло, курс, линия, марка, очередь, печать, площадь, поле, полотно, порода, приём, связь, узел, фигура, ядро.

2. «Своё» значение.
Порядок действий тот же, что и в предыдущей игре, но побеждает игрок, придумавший больше слов с таким значением, которое не пришло в голову другим участникам игры. Например, если ведущий прочитал слово крутой, большинство играющих подумает об основном его значении — обрывистый, почти отвесный (крутой берег). Но такой ответ не будет способствовать выигрышу, так как окажется у многих участников игры. Следует подобрать словосочетания с самым «неожи-данным» значением слова, например: крутой кипяток (сильно кипящая, клокочущая вода), крутой характер (суровый, упрямый, своевольный), крутое яйцо, тесто (т. е. очень плотное, густое) и т. д.

Крутой, жёсткий, жидкий, редкий, сухой, частый, низкий, мелкий, лёгкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, тёмный.

3. Загадки.
1) Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются —....

2) Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.

3) В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значении
Я — планка для черчения;
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.

Подобные загадки можно составлять и не в стихотворной форме, например:
4) Если строится здание, я его украшаю. Если стро¬ятся люди, они меня украшают.
5) Я бываю шёлковая и изоляционная, в конвейе¬ре, телеграфе, киноаппарате и пулемёте. Со мной сравнивают реку и дорогу. Кто я такая?

4. Дидактическая игра «Кто больше?»
Ведущий записывает (или называет) одно из приведён¬ных ниже слов и предлагает участникам игры придумать побольше словосочетаний или кратких предложений с раз¬личными значениями этого слова (значения не должны повторяться).
Например, прилагательное мягкий:
1) мягкий мох (основное значение — нежёсткий);
2) мягкий воск (нетвёрдый);
3) мягкий свет (нерезкий, приятный для глаз);
4) мягкий характер (уступчивый, легко поддаю¬щийся чужому влиянию);
5) мягкое наказание (нестрогое, несуровое);
6) мягкий климат (тёплый, несуровый);
7) мягкий вагон (с мягкими спальными местами);
8) мягкая вода (легко растворяющая мыло);
9) мягкий знак (название буквы ь);
10) мягкие согласные звуки.

Прилагательные: мягкий, новый, острый, тупой, прямой, пустой, свежий, свободный, слабый, тонкий, тяжёлый, холодный, чистый и др.
Глаголы: нести, нанести, оставить, принять, пробиться, пройти, слушать, считать, тянуть, ходить и др.
Существительные: история, источник, кар¬та, картина, корпус, лицо, масса, оборот, операция, план, полоса, пробка, род, свет, степень, язык и др.

5. Объясните, чем отличаются:
часовая стрелка от железнодорожной;
верёвочный узел от железнодорожного;
загородный парк от трамвайного;
огонь в печи от артиллерийского;
живописная мастерская от живописной местности;
холодное молоко от холодного взгляда;
натянутые провода от натянутых отношений.

6. Какое значение имеет выделенное слово?
1) Накинув тихо покрывало
На деву спящую, Руслан
Идёт и на коня садится...
2) День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу...
3) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
4) Только поп один
Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уж близенько.
(А. Пушкин.)

7. Блиц-опрос.
1) Какой иглой не сошьёшь рубахи?
2) В каком магазине ничего не купишь?
3) Что можно набрать, ничего не беря в руки?
4) Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?
5) Что можно собрать без помощи рук?
6) Можно ли считать, не пользуясь числами?
8. Вопросы и задания.
1) Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение, например: отход (отбытие) — отходы (остатки какого-либо производства); запрос (требование) — запросы (потребности, интересы) и т. п. Подберите ещё несколько подобных примеров. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

Категория: ЛЕКСИКА | Добавил: admin (16.04.2012)
Просмотров: 4783 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0