1. Объяснительный диктант.
Прочитайте отрывок из рассказа
В.Драгунского «Англичанин Павля».
– А что, трудный английский язык? –
спросил я.
– С ума сойти, – вздохнул Павля.
– Еще бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них
сам черт ногу сломит. Уж очень сложное
правописание. Пишется «Ливерпуль», а
произносится «Манчестер».
Безусловно, доля преувеличения в словах папы
присутствует. Существует ли разница между
правописанием и произношением слов в русском
языке? Приведите примеры. Отгадайте, какие слова
текста записаны в правой колонке.
Пишется |
Произносится |
|
[йа], [йищо], [пишыца] |
2. Выборочный диктант.
ЛЕВИТАН
(По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…...
(Н.Рубцов)
1) Прочитайте вслух. Вы услышали звон?
Как поэту удалось передать звучание звона? Какие
гласные звуки преобладают в тексте
стихотворения?
2) Сколько раз встречается в тексте глагол звонить?
Поставьте ударение в этих словах. Запомните
орфоэпическую норму: звонит, звонят, звонишь –
ударение приходится на окончание глагола.
3) Выпишите из стихотворения однокоренные слова,
выделите в них корень, продолжите ряд
однокоренных слов своими примерами.
4) Если вам понравилось стихотворение Н.Рубцова,
выучите его наизусть.
3. Объяснительный диктант.
РЯБИНА
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
(И.Токмакова)
Хина – белый порошок горького
вкуса, добываемый из коры хинного дерева.
(Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.
Ушакова)
1) Подчеркните слова, в которых
происходит оглушение согласных. Укажите
проверочные слова.
2) Какие звуки обозначает буква я в словах
стихотворения? Какой еще звук, не встретившийся в
стихотворении, может обозначать буква я?
Приведите пример.
4. Зрительный диктант.
КОШКА
Это ничья кошка,
Имени нет у нее.
У выбитого окошка
Какое ей тут житье.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.
(И.Токмакова)
1) Спишите. Над буквами е, ё, я
укажите звуки, которые эти буквы обозначают.
Расскажите о двойной роли букв е, ё, я, используя
примеры из текста.
2) Какими буквами обозначается мягкость на
письме? Приведите примеры из текста.
3) Подчеркните слова, в которых только глухие
согласные звуки; только звонкие согласные звуки.
5. Объяснительный диктант.
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
(И.Бунин)
1) Запишите. Подчеркните
разделительный ь в словах, графически
объясните выбор знака.
2) Произведите фонетический разбор слов льет,
лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в
этих словах? Почему количество звуков,
обозначаемых этой буквой, в разных словах разное?
6. Выборочный диктант.
КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ
Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое дерево найти
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.
А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу – другой…...
И вот
Уже нас не достать,
И небеса все наши!
Но, повторяю,
Начинать
Нам надо с манной каши.
(Л.Кузьмин)
1) Прочитайте. Выпишите рифмующиеся
слова братцы, добраться. Объясните, почему
последние слоги этих слов произносятся
одинаково, а пишутся по-разному.
2) В чем фонетическое различие слов съесть,
сесть? Определите количество букв и звуков
каждого слова.
3) Какие звуки обозначают гласные буквы в
рифмующихся словах сучьям, тучам?
4) Найдите в тексте обращение, вводное
предложение. Подготовьте выразительное чтение
стихотворения, обратив внимание на знаки
препинания в конце предложений.
7. Контрольный диктант.
Много столетий считалось, что вылечиться
от укуса тарантула можно только музыкой. Врач
являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый,
веселый мотив. Больной вставал с постели и
танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется
с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал
больной, тем успешнее шло выздоровление.
Составлялся даже список музыкальных
произведений. Но подходящих мелодий было мало, и
стали сочинять специальные для излечения от
укуса тарантула. Они так и назывались –
«тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы,
под которые хорошо танцевалось. Они полюбились
людям, и музыканты стали их исполнять не только у
постели больных, но и на свадьбах, именинах,
разных праздниках. Так родился веселый народный
итальянский танец тарантелла.
(По Ю.Дмитриеву)
(104 слова)
1) Что же общего у ядовитого паука
тарантула и веселого танца тарантеллы?
2) Выполните фонетический разбор слов мотив, яд,
являлся. |