Известны следующие приемы различения
глухих и звонких согласных:
1) положите ладонь на горло, и вы
почувствуете, что при произнесении звонких
звуков оно дрожит;
2) зажмите уши руками – при
произнесении звонких согласных в голове будет
гудеть.
Испытайте эти приемы на себе, например,
при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?
Объясните суть этих приемов.
(Ответ. Первый прием основан на
том, что в образовании звонких согласных
обязательно участвует голос. А голос
(музыкальный звук) появляется в результате
дрожания голосовых связок, находящихся в горле.
Дрожат связки – дрожит и горло.
Второй прием основан также на том, что
при образовании звонких согласных участвует
голос, который и резонирует в костях черепа. Вот
почему и гудит в голове.)
Учитель делит детей на две команды.
Каждой команде на доске предлагается по 6 слов.
Задача детей – подобрать и записать к ним парные
слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью
одного или двух согласных. Кто быстрее сделает,
тот и победит.
I
голос –
коза –
злой –
жаль –
жить –
сиять – |
II
кора –
кол –
твоих –
шалость –
пить –
пас – |
Игра «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу.
Представитель одного ряда громко произносит
слово с одним или несколькими звонкими
согласными. Стоящие напротив должны повторить то
же слово, только заменяя звонкие согласные
парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот,
долг – толк, удочка – уточка, коза – коса,
бухнуть – пухнуть.)
Пароль
Вы, наверное, знаете, что разведчики,
приходя на условленную встречу со своим агентом,
говорят пароль. Партнер должен ответить нужным
словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два
человека. Один должен произнести пароль – слово,
начинающееся со звонкой согласной, другой должен
быстро ответить – назвать слово, отличающееся от
предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого
согласного стоит парный глухой. Если партнер не
называет ответного слова, данная пара выбывает
из игры.
(Слова для подсказки: жалость,
башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело,
жили, жирок, жарь, бить.)
Странное письмо
Когда-то в детстве мы с
товарищем увлекались игрой в секретных агентов,
писали друг другу зашифрованные донесения.
Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в
почтовом ящике я обнаружил письмо с очень
странным содержанием. Я долгое время думал, что
оно означает. Спустя некоторое время я
расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с
заменой звонких согласных парными глухими и
наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для
этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие
согласные.
Приглашаю
тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой.
Зеленая тверь налево. Дам будет много костей.
Моя точка Дома в вате. Шаль, что
из-за тел не могу тебя встретить.
Бока.
Сахар |
Звуки и смысл
Вы, наверное, знаете, что в стихах важен
не только смысл, но и то, как они звучат.
Прочитайте два отрывка из стихотворений
Е.Благининой и В.Орлова.
Посчитайте, сколько звонких и глухих
согласных звуков в первом отрывке. А во втором?
Как вы думаете, почему такая большая разница? Как
связано содержание этих стихотворений с
количеством звонких и глухих согласных:
1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Е.Благинина
2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.
В.Орлов
Ответ. В первом отрывке 40
согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во
втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20
глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании
стихотворений связана с их содержанием. Первое
стихотворение представляет собой звонкую
закличку, громкое и радостное обращение ребенка
к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть
дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.
Во втором стихотворении автор
описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь
употребление глухих согласных как никогда
уместно.
Ж или Ш
Образуйте слова, вставив пропущенные
буквы. Объясните свой выбор.
З или С
Вставьте пропущенные буквы. Объясните
свой выбор.
Кто больше?
Подберите как можно больше
проверочных слов к данным. Чья команда подберет
больше, тот и победитель.
Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог,
утюг и т.д.