Пятница, 22.11.2024, 22:30


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » АНАЛИЗ ТЕКСТА

Наблюдения над «научным» текстом

1. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемого. Виды односоставных предложений. Слитное и раздельное написание слов.

– Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли считать явление феи с рогаткой физическим явлением?

– Нельзя. Явления, которые происходят не наяву, а во сне или в мечтах, физическими не называют.

На чем основана игра слов в этом фрагменте? (Обыгрывается многозначность слова явление.)

2. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемого. Виды односоставных предложений. Неполное предложение. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

– Встаньте перед зеркалом и с размаха приложите прибор для измерения длины к собственному носу. Сравните длину носа с длиной прибора. Какие можно сделать выводы?

– Если нос длиннее линейки, выводов лучше не делать. Если короче, можно посмотреть, сколько сантиметров укладывается на нос, и узнать его длину. Никто не назовет неучем и невеждой человека, знающего длину собственного носа.

3. Парцелляция.

– Что изучает физика? Какая у нее цель?

– Сама физика ни в кого не целится. Но бабахнуть может. Физика изучает физические явления, законы природы. И старается их объяснить. А если у нее не получается, физика не расстраивается. Ждет, когда ты вырастешь, все поймешь и сам ей объяснишь.

Какими средствами достигается в этом фрагменте комический эффект?

4. Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами. Правописание притяжательных прилагательных. Вводное слово.

– Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных и как такие действия называют физики?

– И физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

5. Грамматическая основа предложения. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Слитное и раздельное написание слов.

– Отними у младшего брата кубик с одинаковыми сторонами и скажи, где у кубика длина, где высота и где ширина.

– На глупые вопросы не отвечай. Даже если бы стороны не были одинаковыми, все равно ширина или высота – это тоже длина. Все зависит от того, как повернуть кубик.

6. Виды односоставных предложений. Пунктуация в предложении с однородными членами и обобщающим словом.

Чем: красивыми словами, страстным шепотом, громким криком, страшными клятвами, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим – можно убедить ученого с мировым именем Иннокентия в достоверности выдвинутой гипотезы?

Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами, ничем другим настоящего ученого не прошибешь.

По какому принципу подбирались однородные члены в первом предложении? Ученики обнаруживают различные смысловые связи: сначала речь, потом невербальные способы убеждения; контраст (шепот – крик), в том числе псевдоантонимы (холодное оружие – горячие просьбы), а также созвучия (страстный – страшный).

7. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемого. Виды односоставных предложений. Вводное слово. Функциональные омонимы (что – союз и местоимение).

Ну-ка быстро скажи: что такое физическая величина?

Быстро на такой вопрос не ответишь. А если подумать, можно сказать, что физическая величина – это то, что можно измерить. Например, красота или глупость не считаются физическими величинами, потому что не считаются. Ученые не умеют их измерять. Никто не знает, как сосчитать количество глупости.

На чем основана игра слов в этом фрагменте? (Обыгрывается многозначность глагола считать).

Категория: АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (12.05.2012)
Просмотров: 1486 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0