Упражнения
1.
Выберите правильный вариант произношения
выделенных слов, составьте с ними
распространенные предложения: прибывший
поезд – прибывший поезд; повлекший
наказание – повлёкший наказание; начатый
пирог – начатый пирог; звонит – звонит;
повторим – повторим; моя фамилия –
мое фамилие, обратно пришел – опять
пришел.
2. Образуйте краткие причастия в форме
прошедшего времени, женского рода, поставьте
ударение: взят – взят_, переведен – переведен_,
нанесён – нанесен_, создан – создан_.
3. Расставьте ударения и произнесите глаголы: начать,
понять, начал, понял, поняла, повторит, облегчит.
4. Как правильно: коне[чн, шн]о, [чт, шт]о, [чт,
шт]обы? Составьте диалог на тему «Спорт».
5. Прочитайте стихотворение. В какой форме стоит
существительное грамм?
Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы, –
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм.
6. Запишите стихотворение, выучите его наизусть,
расставьте ударение в словах, приготовьтесь
писать стихотворение под диктовку.
...Придут домой ученики –
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
7. Составьте предложения или словосочетания с
данными словами: представить – предоставить,
одеть – надеть, экономный – экономичный.
8. Составьте именные словосочетания по типу
(сущ. + сущ).
9. Составьте односоставное предложение по
схеме: [=] – безличное.
10. Составьте предложение по схеме: [– =], и [–
=].
11. Составьте предложение с прямой речью по
образцу: «А разве Сергей еще не вернулся?» –
спросила Маша, зайдя в комнату.
12. Составьте безличное предложение или
мини-сочинение, состоящее в основном из
односоставных предложений на тему «Зимнее утро»,
«Сумерки»; сочинение на основе изображенного на
картинке (рисунке, фотографии, репродукции,
диапозитиве; на основе наблюдений, проведенных в
классе или дома; на основе содержания отрывка из
изучаемого произведения).
13. Речевая задача (вызывающая большой интерес):
«Вы – редактор газеты (журнала). Помогите
начинающему автору – внесите правку в созданный
им текст».
14. Опираясь на примеры, объясните разницу между
словами: классовый – классный, здравица –
здравница.
15. Составьте «лексический» диктант (10–20 слов)
на тему «Весна».
16. Выберите правильный вариант.
Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на
почту.
Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь ее
товарищу.
Он хорошо (думает, продумает) свой план и
выполнит его в срок.
17. Объедините глаголы, близкие по смыслу, в
четыре группы: утверждать, сказать,
предполагать, доказывать, сообщить,
рассчитывать, написать, отрицать, попросить,
надеяться, удивлять, поражать, изумлять, спросить.
18. Выберите нужное окончание (-а, -я, -и, -ы, -у, -ю):
Вернуться из кинотеатр_, выйти из музе_, уехать
из город_, не нашел тетрад_, килограмм виноград_,
вижу из окн_, не выполнить задани_, приехать из
деревн_, стакан ча_.
19. Преобразуйте сложные предложения в простые.
В то время как декан беседовал с
первокурсниками, он подробно рассказал им о
факультете.
Пока Игорь был в командировке, мы сделали
ремонт в квартире.
Я проснулся, когда начало светать.
По мере того как поезд приближался к станции, он
сбрасывал скорость.
Мы получили телеграмму, когда обедали.
Осталось три недели до того, как начнутся
экзамены. |