Среда, 24.04.2024, 19:16


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дидактический материал "Овладение нормами литературного языка"

Упражнения

1. Выберите правильный вариант произношения выделенных слов, составьте с ними распространенные предложения: прибывший поезд – прибывший поезд; повлекший наказание – повлёкший наказание; начатый пирог – начатый пирог; звонит – звонит; повторим – повторим; моя фамилия – мое фамилие, обратно пришел – опять пришел.

2. Образуйте краткие причастия в форме прошедшего времени, женского рода, поставьте ударение: взят – взят_, переведен – переведен_, нанесён – нанесен_, создан – создан_.

3. Расставьте ударения и произнесите глаголы: начать, понять, начал, понял, поняла, повторит, облегчит.

4. Как правильно: коне[чн, шн]о, [чт, шт]о, [чт, шт]обы? Составьте диалог на тему «Спорт».

5. Прочитайте стихотворение. В какой форме стоит существительное грамм?

Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы, –
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм.

6. Запишите стихотворение, выучите его наизусть, расставьте ударение в словах, приготовьтесь писать стихотворение под диктовку.

...Придут домой ученики –
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!

7. Составьте предложения или словосочетания с данными словами: представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный.

8. Составьте именные словосочетания по типу (сущ. + сущ).

9. Составьте односоставное предложение по схеме: [=] – безличное.

10. Составьте предложение по схеме: [– =], и [– =].

11. Составьте предложение с прямой речью по образцу: «А разве Сергей еще не вернулся?» – спросила Маша, зайдя в комнату.

12. Составьте безличное предложение или мини-сочинение, состоящее в основном из односоставных предложений на тему «Зимнее утро», «Сумерки»; сочинение на основе изображенного на картинке (рисунке, фотографии, репродукции, диапозитиве; на основе наблюдений, проведенных в классе или дома; на основе содержания отрывка из изучаемого произведения).

13. Речевая задача (вызывающая большой интерес): «Вы – редактор газеты (журнала). Помогите начинающему автору – внесите правку в созданный им текст».

14. Опираясь на примеры, объясните разницу между словами: классовый – классный, здравица – здравница.

15. Составьте «лексический» диктант (10–20 слов) на тему «Весна».

16. Выберите правильный вариант.

Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на почту.

Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь ее товарищу.

Он хорошо (думает, продумает) свой план и выполнит его в срок.

17. Объедините глаголы, близкие по смыслу, в четыре группы: утверждать, сказать, предполагать, доказывать, сообщить, рассчитывать, написать, отрицать, попросить, надеяться, удивлять, поражать, изумлять, спросить.

18. Выберите нужное окончание (-а, -я, -и, -ы, -у, -ю):

Вернуться из кинотеатр_, выйти из музе_, уехать из город_, не нашел тетрад_, килограмм виноград_, вижу из окн_, не выполнить задани_, приехать из деревн_, стакан ча_.

19. Преобразуйте сложные предложения в простые.

В то время как декан беседовал с первокурсниками, он подробно рассказал им о факультете.

Пока Игорь был в командировке, мы сделали ремонт в квартире.

Я проснулся, когда начало светать.

По мере того как поезд приближался к станции, он сбрасывал скорость.

Мы получили телеграмму, когда обедали.

Осталось три недели до того, как начнутся экзамены.

Категория: КУЛЬТУРА РЕЧИ | Добавил: admin (15.05.2012)
Просмотров: 2362 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0