В современной методике русского языка
все более очевидным становится внимание к
раскрытию эстетической функции слова. Методы
работы над эстетическими ресурсами языка могут
быть самыми разнообразными. Одним из них
является лингвистический анализ текста.
Многие слова в русском языке выполняют
эстетическую функцию независимо от контекста.
Наглядно-чувственные представления о предмете,
окружающем мире, обозначенные словом, вызывают
эстетически переживаемое чувство прекрасного,
возвышенного и комического. В художественном
тексте это чувство приобретает конкретное
выражение, которое определяется теми
ассоциациями, которые возникают у конкретной
личности в зависимости от ее знаний о мире,
эмоциональной отзывчивости, жизненного опыта.
Для носителей языка эстетически значимыми могут
быть самые обычные реалии окружающего мира –
солнце, лес, деревья, первый снег, весенний дождь,
осенние листья и т.д.
К.Паустовский писал о том, что многие русские
слова излучают поэзию, таинственный свет.
Например, словосочетание осенние листья,
которое встречается у многих русских поэтов и
писателей. В предлагаемых упражнениях образ
осенних листьев представлен в поэтических
текстах А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева,
В.Я. Брюсова, Д.С. Мережковского,
А.А. Ахматовой, И.А. Бунина,
Д.Б. Кедрина, К.Г. Паустовского,
Н.Заболоцкого, Н.И. Сладкова,
Г.А. Скребицкого.
Различная степень сложности текстов позволит
учителю самому определить, в каком классе
обратиться к тому или иному тексту.
Анализ текстов позволит учащимся увидеть, какие
сравнения, сопоставления, ассоциации вызывает у
разных поэтов и писателей образ осенних листьев.
Задания к текстам позволят обратить внимание
учащихся на то, какие впечатления (зрительные,
слуховые, обонятельные и др.) вызывает реальный
предмет (осенние листья) и какие из них
оказываются самыми яркими у разных авторов.
Учащиеся обнаружат красочную палитру
слов-красок, используемых поэтами и писателями в
описании словесного образа. Можно обратить
внимание учащихся, с одной стороны, на близость
образов в творчестве разных художников слова и с
другой – как индивидуально использует языковые
средства тот или иной автор.
Задания к упражнениям помогут сформировать у
школьников образное мышление, обосновывать
принципы сближения и соединения разных понятий
при создании словесного образа, увидеть
смысловые связи между понятиями, сближенными в
художественном контексте. После работы с текстом
можно приступить к выполнению творческих
заданий: написанию сочинений-миниатюр,
сочинений, изложений, свободных диктантов.
Выполнение этих заданий обращено к
эмоциональной сфере ученика: формированию и
развитию навыков выразительного чтения, умению
проникать в эмоциональный строй текста,
тональность и ритм произведения.
Безусловно, анализ этих текстов учитель может
сочетать с решением орфографических и
пунктуационных задач.
Задание 1. Прочитайте
текст. Согласны ли вы со словами К.Паустовского,
что осенний лист – это шедевр, совершенное
творение природы?
Попробуйте написать небольшое
сочинение-рассуждение, используя это
высказывание как начало сочинения или как тезис,
который необходимо доказать.
Каждый осенний лист был шедевром,
тончайшим слитком из золота и бронзы,
обрызганный киноварью и чернью.
Каждый лист был совершенным творением искусства,
недоступного нам, людям.
1. Объясните значения слов чернь
и киноварь. В каком значении они употреблены
в тексте?
2. В чем автор увидел необычность осеннего
листа, с чем его сравнивает?
3. Какую «цветовую палитру» использует автор
для описания осеннего листа? Найдите слова,
обозначающие цвет; какими частями речи они
выражены?
Задание 2. Прочитайте
наизусть фрагмент из известного стихотворения
А.Пушкина «Осень».
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
1. Какие слова выражают отношение
поэта к осенней природе? Отличается ли оно от
общепринятого?
2. Найдите слова, описывающие осенние листья.
3. Какие образные выражения в этом отрывке
заменяют название осени? Определите их
стилистическую окраску (книжное, разговорное).
Задание 3. Прочитайте
выразительно строки В.Я. Брюсова. Каким
чувством проникнуты они?
Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой осенние!
Бледный – над яркими днями – венец!
1. Объясните значение слов золото
и венец. Какие понятия сближены в значении
этих слов? Попробуйте объяснить, что позволило
автору соединить разные явления и создать
словесные образы. Можно ли сказать, что в этих
словах выражены сразу два значения – прямое и
образное? Определите, каким является слово венец
с точки зрения употребления в современном
русском языке. Как это отражается на его роли в
создании словесного образа, на тональности
стихотворения?
2. Найдите слова, обозначающие цветовые
образы. Как вы думаете, почему в описании осенних
листьев в русской поэзии и прозе преобладают
слова золото, золотой? Связано ли это с
представлениями о цвете, обозначающем для
русского человека явление, воспринимаемое как
прекрасное?
3. Назовите: какие художественные средства
выразительности использовал автор? Объясните,
какие языковые средства (лексические,
синтаксические) являются основой тропов.
Задание 4. Прочитайте
выразительно стихотворение
Д.С. Мережковского. Найдите строчки, в
которых автор выражает свое отношение к осенним
листьям.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Падайте, падайте, листья осенние,
Некогда в теплых лучах зеленевшие,
Легкие дети весенние,
Сладко шумевшие!..
В утреннем воздухе дым, –
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею.
Молча любуюсь на вашу красу,
Поздним лучом позлащенные!
Падайте, падайте, листья осенние...
1. Какие языковые средства
(лексические, синтаксические) использует автор,
чтобы создать впечатление одушевленности
неодушевленного явления?
2. Почему поэт предпочитает в стихотворении
употреблять прилагательное и причастие после
существительного? Что меняет такая перестановка
(инверсия) в передаче смысла стихотворения, в его
тональности и ритме? Чтобы это понять, поменяйте
местами прилагательное и существительное.
3. Что дает употребление причастий в тексте?
Подумайте: почему поэт выбрал форму позлащенные,
а не форму слова позолоченные?
Задание 5. Прочитайте
поэтические строки, написанные
А.А. Ахматовой. Спишите.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
1. Какой образ нас поразил в
стихотворении? Попробуйте объяснить его
значение, установив связи между понятиями.
2. Какова цветовая гамма этого стихотворения?
Назовите слова, которые передают цветовые
образы.
3. Какое чувство у вас возникает при чтении
этих строк?
4. Образуйте множественное число от
существительного лист. Какую особенность вы
заметили при образовании множественного числа
этого существительного? Как изменяет
употребление этой формы значение слова, его
окраску и образное содержание стихотворения?
Задание 6. Прочитайте
отрывок из произведения И.А. Бунина
«Антоновские яблоки». Какие впечатления,
особенно поразившие его в детстве, описаны здесь
писателем? Какими словами характеризует автор
листву, сад?
Помню раннее, свежее, тихое утро...
Помню большой, весь золотой, подсохший и
поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий
аромат опавшей листвы и – запах антоновских
яблок, запах меда и осенней свежести.
(29 слов)
Задание 7. Прочитайте
выразительно строки С.Есенина. С чем сравнивает
поэт осенние листья? Попробуйте объяснить,
почему возможно такое сравнение?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Сложно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Задание 8. Прочитайте
выразительно стихотворение С.Маршака. В каких
строчках вы почувствовали эмоциональное
настроение поэта? Какова основная мысль автора?
Как птицы, скачут и бегут, как мыши,
Сухие листья кленов и берез,
С ветвей, срываясь, устилают крыши,
Пока их ветер дальше не унес.
Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая,
Еще совсем недавняя весна,
Что эти листья – летняя прохлада,
Струившая зеленоватый свет...
Как хорошо, что у деревьев сада
О прошлых днях воспоминанья нет.
1. Какие впечатления об осенних
листьях возникли у вас при чтении стихотворения?
2. Попробуйте определить, какие ассоциации,
представления вызвала у поэта осенняя листва?
Чем они вызваны – цветом, формой или движением?
Что помогло автору сопоставить разные понятия,
создав поэтический образ осенних листьев, и
передать свое видение этого явления?
3. Какие художественные приемы использовал
автор в стихотворении? Что противопоставляется в
стихотворении? Какое значение имеет
противопоставление?
4. Попробуйте написать сочинение-миниатюру,
выразив свои впечатления об осенних листьях.
Подумайте: на что бы вам хотелось обратить
внимание – на цвет листьев, на форму, на шелест,
на запах, на перемещение в пространстве?
Придумайте название своему сочинению, выберите
тип речи творческой работы.
Задание 9. Прочитайте
отрывок из произведения К.Паустовского. Спишите.
Под Москвой леса были насквозь
просвечены золотом. Особенно много этого
лиственного шумного золота скопилось в оврагах,
куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто
срывал сухую листву, кружил ее и уносил вдаль. И
там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского
солнца листья временами летели по ветру так
густо, что воздух казался от них желтоватым.
(55 слов)
1. Какое явление описал
К.Паустовский в этом отрывке?
2. Какими словами назвал автор осенние листья?
Объясните, почему автор сблизил такие разные
понятия. Найдите в тексте слова, которые помогают
вам установить сходство этих понятий. Какие
слова в тексте прямо указывают на наличие
другого значения у слова золото?
3. Объясните: как вы понимаете выражение летели
по ветру так густо?
Задание 10. Прочитайте
миниатюру Н.И. Сладкова. Какое чувство
вызывает это описание?
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу
свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того
налились и пропитались солнцем, что к осени сами
стали как солнышки – багряными и золотыми.
Налились, отяжелели – и потекли. Полетели
иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам.
Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику
щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке
завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер
вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если
тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет
сверкающий водопад. По колено в листьях деревья
стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники
под листьями пригрелись. Грибы под деревьями
спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на
паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
(105 слов)
1. Какое явление автор называет
золотым дождем? Как еще называет? Почему писатель
листопад сравнивает с дождем, водопадом, вообще с
движением воды? Найдите слова, которые
поддерживают близость понятий дождь и листопад.
2. Какими непривычными свойствами наделяются
листья в художественном описании? Назовите
слова, которыми писатель передает необычность
поведения листьев. Какие действия приписывает
писатель листьям, какое представление вызывают
они у вас? Какие еще слова изображают листья как
живые существа?
3. Почему писатель употребляет слова с
ласкательными суффиксами?
4. Какие слова-краски использует
Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье
осени? Только ли прилагательными являются эти
слова? Есть ли необычное (косвенное) выражение
цветовых образов в тексте?
5. Какие слова передают звуки падающих
листьев? Какие впечатления вызывают они у вас?
6. Какие звуки (согласные и гласные)
преобладают в тексте? Какова их роль в создании
тональности рассказа и передаче звуков
необыкновенного дождя?
7. Как называются выразительные средства,
используемые автором в следующих предложениях?
Запрыгали белками по кустам.
А если тяжелый косач с лету вломится в ветви –
хлынет водопад. |