Вы,
ребята, наверное, помните, как вы учились писать?
Вам хотелось научиться складывать из кубиков: мама
– и мама подсказывала: «Первая буква м,
слышишь – м-м-м, вторая – а,
а-а-а...». Вы долго мучились и наконец
запомнили: если хочешь записать звук [а], пиши
букву а, если звук [б] – букву б и
так далее. А теперь, когда вы уже научились
писать, вы знаете, что звук и буква – это совсем
не одно и то же.
Оказалось, что звук [а] может произноситься не
только там, где написана буква а, но и там,
где написано о. Если подружка вам говорит:
«Смотри, я нарисовала [сама]», – то не сразу
догадаешься, рисовала ли она сома или сама,
без помощи мамы. Звук [д] слышится там, где
написано д, и там, где написано т, и
звук [т] может быть записан теми же буквами:
пишется отгадка, а произносится [адгатка].
Вы, конечно, одолели эту премудрость. Хотите –
проверьте себя. Вдруг коварные звуки и буквы
сумеют сбить вас с толку? (Если вам встретятся
незнакомые слова, не забудьте посмотреть их
значения в словаре!)
1. Выберите из списка слова, составленные из
одинаковых букв, стоящих в «зеркальном»
порядке (типа год – дог).
Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис,
дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос,
раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп,
лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.
(Ответ: роза – Азор, троп – порт, бар – раб,
рис – сир, спич – чипс, сорт – трос, йог – гой, сук
– кус, заказ – заказ.)
2. Послушайте, из каких звуков состоит
слово. Какое слово получится, если поставить те
же звуки в обратном порядке? Пример
: як [йак] – Кай.
Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб,
торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.
(Ответ: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот,
парк, ложь, лён, ряб, Сонь, лыж, люк.)
3. Соберите слова парами. Пары могут быть
двух типов. В один тип попадают пары слов,
составленных из одинаковых букв, стоящих в
«зеркальном» порядке (год – дог). В другой
– пары слов, составленных из одинаковых звуков,
стоящих в «зеркальном» порядке (як – Кай).
Одно и то же слово может входить в две разные пары
(руд – дур, руд – тур).
Выпишите в колонку А «графические» пары (типа год
– дог), в колонку Б – «фонетические»
(типа як – Кай).
Слова: бар, куль, пар, раб, люк, грот, домок,
альт, лом, ногу (в.п.), крот, торг, комод, шабаш, лёсс,
топот, порог, томат, тля, соль, мол, угон, короб.
(Ответ. А: бар – раб, грот – торг, домок –
комод, лом – мол, ногу – угон, шабаш – шабаш,
топот – топот; Б: куль – люк, пар – раб, альт –
тля, торг – крот, лом – мол, ногу – угон, шабаш –
шабаш, лёсс – соль, порог – короб, томат – томат.)
Комментарий для учителя
Основная
цель предлагаемых заданий – сделать важнейшую
и сложнейшую тему интересной для
пятиклас-сников, особенно для тех из них, кто
плохо усвоил в начальной школе раздел фонетики и
еще нечетко осознает различие между звуком и
буквой. В процессе игры звуки и буквы станут для
них привычными, войдут в их внутренний мир.
Однако у каждого задания есть и особая
направленность.
Первое задание – это просто тренировка
внимания, столь необходимого и при самопроверке,
и при чтении текстов с длинными малознакомыми
словами (я, например, помню, как однажды в детстве
доложила маме, что днем к нам приходил аллигатор,
перепутав его с агитатором).
Обращайте внимание на некоторые типы ошибок,
возможные при выполнении первого задания. Так,
второпях кто-то может не обратить внимание на
количество букв в слове и создать неверную пару сила
– Алиса. А другой может невнимательно
отнестись к формулировке задания и решить, что
порядок расстановки букв значения не имеет;
тогда у него при «перевертывании» слова сила
получится лиса. Третий – просто из-за
неаккуратности – не задумается над порядком
букв внутри слова и выберет пару сорт – торс,
а не сорт – трос. Четвертый просто будет
наугад выбирать похожие слова, и у него появится
пара сотка – откос (здесь в перестановке
участвуют не буквы, а звуки, и их порядок
неправилен). Все эти огрехи, если их не выправить
как можно раньше, могут проявляться и в описках, и
в ошибках при чтении и письме, и в неверно понятых
условиях задач и упражнений.
Обычно ребята охотно играют в такого рода
перестановки букв: они любят читать вывески
задом наперед, используют тайный язык, в котором
каждое слово состоит из букв, расставленных в
обратном порядке (эта детская страсть была
использована в знаменитом во времена моего
детства фильме «Королевство кривых зеркал»). Вы
можете рассказать ученикам и о палиндромах типа а
роза упала на лапу Азора, которыми увлекались и
многие весьма уважаемые взрослые (газета
«Русский язык» неоднократно публиковала
материалы на эту тему).
Второе задание предлагается ради
окончательного психологического
закрепления идеи о нетождественности звука и
буквы. В задании есть и легкие примеры (типа марш
– шрам), и почти шокирующие: например, в паре кожа
– ожог ребенок столкнется и с оглушением
финального согласного звука, и с редукцией
гласного, а в паре шёл – ложь – не только
с оглушением финального согласного, но и с
нетривиальным поведением всегда твердых
согласных, с необязательностью йотации и вообще
с фонетической условностью буквы ё, а
также с чисто грамматическим употреблением
буквы ь.
Объясните ребятам, что самый простой способ
справиться с такого рода заданием – это делать
транскрипцию. И когда это «занудное» дело станет
лишь первым шагом к решению увлекательной
задачки, оно пойдет гораздо легче.
Третье задание направлено на интеграцию
всех накопленных представлений о графике и
фонетике. Как всегда, тщательно выбирать и
сортировать то, что свалено в общую кучу, труднее
всего. Здесь, конечно же, тоже на помощь должна
прийти транскрипция.
Я бы посоветовала вместе с ребятами подготовить
для игры домино на больших картонных карточках.
На одной половине карточки будет
орфографическая запись слова, на другой – его
транскрипция. В этой форме игра будет по силам
любому классу.
Итоговый результат проведения игры таков.
Во-первых, вы увидите, что ваши ученики усвоили
как следует, а что – нет. Во вторых, фонетика и
графика превратятся для ваших учеников в нечто
привычное, больше похожее на пластилин, чем на
сложный учебный материал из параграфа школьного
учебника. В-третьих, вы наверняка увлечете ребят
языковыми играми. Кстати, этим стоит
воспользоваться, предложив им придумать
аналогичные задания для соревнования с
параллельным классом. В-четвертых, в процессе
выполнения заданий ребята могут сделать
самостоятельные «лингвистические открытия»:
увидеть, какие типы звуков никогда не
встречаются в позиции конца слова, какие звуки
меняются в отсутствие ударения и т.п. (конечно, вы
им об этом говорили на уроках, но здесь они это обнаружат
сами, а это совсем другое дело).
Успехов вам и вашим ученикам! |