Четверг, 28.03.2024, 23:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » АНАЛИЗ ТЕКСТА

Лингвистические задания при комплексном анализе текста
Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий, предлагаемых учителем. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании, «вовлекая... в процесс речевого общения». Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности и связи с содержанием.

Чтобы не быть голословными, обратимся к небольшому тексту, представляющему собой отрывок из шестой главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и сформулируем для учеников возможные языковые задания, прогнозируя ответы на них.

ТЕКСТ

1. Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. 6. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. 7. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины...

Вопросы и задания к тексту с примерными ответами на них.

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Приведите их современные аналоги (соответствия). Объясните, где это возможно, какие изменения произошли в каждом случае.

а) отворившисовр.: отворив.

Суффикс деепричастия -вши- в современном языке употребляется преимущественно для образования деепричастий совершенного вида от возвратных глаголов (например: отвори-л-ся – отвори-вши-сь); при образовании деепричастий совершенного вида от невозвратных глаголов используется суффикс -в-;

б) (очутился) в свету – совр.: (очутился) на свету;

в) на бюре совр.: на бюро.

В современном русском языке заимствованное из французского языка слово бюро является несклоняемым существительным среднего рода (ср.: пальто, метро, табло);

г) (выложенном) перламутною (мозаикой) – совр.: перламутровой (мозаикой).

В современном русском языке употребляется окончание прилагательного ед. ч. ж.р. тв. п. -ой, -ей, окончание -ою, -ею является устаревшим.

2. Произведите фонетический разбор слова отворивши. Во втором и третьем предложениях найдите все слова со звуками [ф] и [ш]. Как называется прием изобразительности и выразительности речи, основанный на повторении согласных звуков? Какой звуковой образ создает Гоголь в этих предложениях? Какие еще согласные звуки, по вашим наблюдениям, повторяются в этом тексте? Какой звуковой образ дома Плюшкина они создают?

о-тво-ри-вши – 4 слога, 3-й ударн.

о – [а] – гл., безуд.
т
– [т] – согл., шумн., глух. парн., твердый парный
в
– [в] – согл., шумн., звонк. парн., тв. парн.
о
– [а] – гласн., безуд.
р
– [р’] – согл. сонорн., звонк. непарн., мягк. парн.
и
– [и] – гласн., ударн.
в
– [ф] – согл., шумн., глух. парн., тв. парн.
ш
– [ш] – согл., шумн., глух. парн., тв. непарн.
и
– [ы] – гласн., безуд.
___________________________
9 букв, 9 звуков: 5 согл., 4 гл.

Слова со звуками [ф] и [ш]: в комнату, входившим, широкой, находившейся, отворившим, в свету, представшим.
Прием, основанный на повторении согласных звуков, называется аллитерацией. В этих предложениях Гоголь создает звуковой образ мышиного шуршания.
Кроме того, в тексте повторяются звуки [ж], [з] и [с], которые в данном контексте ассоциируются с жужжанием мухи. Эти звуковые образы создают впечатление запустения и заброшенности дома Плюшкина, одиночества хозяина в нем.

3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов перламутный и перламутровый, учитывая, что производящие основы этих слов были заимствованы из немецкого языка (от Perlmutter). Во времена Гоголя существовали оба варианта прилагательного. Как вы думаете, почему писатель выбрал первый? Чего он этим достиг? В современном языке сохранился только второй вариант. Как вы думаете, почему? Обратите внимание на правописание современного слова.

перламут-н-ый <-- перламут + -н-   (суффиксальный способ)

перламутр-ов-ый <-- перламутр + -ов-   (суффиксальный способ)

Вероятно, Гоголь выбрал первый вариант этого слова потому, что для характеристики обстановки в доме Плюшкина ему важна была ассоциация по созвучию: перламутный – мутный, то есть вместо изысканности и чистоты линий мозаики нечто мутное, неясное, неразборчивое – словом, никуда не годное теперь, хотя когда-то было ценным и красивым.
В современном языке сохранилось только слово перламутровый, видимо, потому, что оно более точно соответствует немецкой первооснове.

4. В языке эпохи Гоголя существовали, как и сейчас, два синонимичных слова: подвал и погреб. Как вы думаете, почему писатель выбрал в данном случае второе? Чтобы ответить на этот вопрос, найдите в толковом словаре точное определение его значения, а также подберите к этому слову однокоренные, а к ним – современные синонимы; попытайтесь определить внутреннюю форму слова погреб.

погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов

погреб –
погребать (книжн., устар.) –
погребение (устар.) –
погребальный обряд (устар.)


= хоронить
= похороны
= похоронный обряд

Внутренняя форма слова погреб связана с захоронением (хранением) под землей.
Гоголь выбрал именно слово погреб, так как ему было важно создать здесь определенный ассоциативный ряд: в дом Плюшкина Чичиков входит, как в погреб, то есть туда, где холодно и темно, как под землей, где нет жизни, где все мертво, как в могиле.

5. Обратите внимание на описание нагроможденной в комнате Плюшкина мебели. Как вы полагаете, почему среди предметов мебели оказались часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину? С какой целью автор создает этот образ? Чтобы полно и убедительно ответить на этот вопрос, подумайте, каково смысловое значение этимологического корневого повтора паук – паутина. (Для справки: слово паутина по одной из версий происходит от диалектного паут; по другой версии – от слова паук с чередованием конечного согласного корня: паучина в древнерусском, а затем с заменой согласного ч – паутина.)

Повтор этимологически однокоренных слов паук – паутина подчеркивает давнюю запущенность комнаты Плюшкина и создает зрительный образ чего-то пыльно-серого, неподвижного, застывшего. С одной стороны, сначала могло показаться, что беспорядок здесь связан с предстоящим мытьем полов, однако с другой, поскольку паук уже приладил паутину, понятно, что это не временное, а постоянное состояние жилища героя. Образ часов с остановившимся маятником как нельзя более точно выражает сущность жизни самого хозяина дома: время для него давно остановилось, жизнь замерла и подернулась паутиной. Вот почему Гоголю важно поместить среди бессмысленно нагроможденной мебели этот емкий символ – остановившиеся в незапамятные времена часы.

6. Во втором, третьем и пятом предложениях найдите действительные причастия прошедшего времени. Выпишите их с определяемыми словами. Найдите и отметьте окончания причастий. Объясните правописание этих окончаний.

Схема 1

 

Окончания причастий и прилагательных (кроме форм и.п. при одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода и в.п. при неодушевленных существительных мужск. р.) можно проверить окончанием вопроса, который задается от определяемого слова: как-им? – окончания -им, -ым; как-ого? – окончания -ого, -его и так далее (см. схему 1).

7. Объясните, почему в выписанных сочетаниях предыдущего задания в двух первых случаях ставится запятая, а в двух последних – не ставится. Каков характер этой запятой: это разделяющий или выделяющий знак? Объясните все знаки препинания во втором предложении текста.

В двух первых сочетаниях (см. схему 1) ставится запятая, потому что согласованное определение, частью которого является причастие, стоит после определяемого существительного, следовательно, оно обособляется:


Если же согласованное определение стоит непосредственно перед определяемым существительным и не имеет дополнительного обстоятельственного значения (третий и четвертый примеры), то оно не обособляется:


Стоящая в первых двух примерах запятая выделяющая, так как речь идет об обособлении согласованных определений, то есть о выделении их знаками препинания с двух сторон.
Обратимся к схеме 2. Выпишем и разберем второе предложение текста, чтобы объяснить знаки препинания в нем.

Схема 2


Как видим, все запятые в этом предложении стоят при согласованных определениях: первая и третья выделяют ряд согласованных определений, относящихся к существительному (в) комнату; третья и четвертая обособляют согласованное определение, стоящее после определяемого существительного светом, одновременно четвертая открывает обособление согласованного определения, стоящего после определяемого существительного щели; закрывающая запятая здесь поглощается точкой в конце предложения. Вторая запятая не является выделяющей: она разделяет однородные согласованные определения тоже темную и чуть-чуть озаренную светом.

8. Проведите лингвистический эксперимент: во втором предложении текста одно из определений, выраженных причастным оборотом, замените синтаксическим синонимом. Запишите получившееся предложение. Обратите внимание на то, что оно стало более стройным. Как вы думаете, почему же тогда Гоголь не произвел такой замены?

Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, который выходил из-под широкой щели, находившейся внизу двери.

Предложение стало более стройным как отдельно взятое, вне контекста. Вероятно, Гоголь не произвел подобной замены, потому что ему важно было сохранить аллитерацию в этом тексте, а также потому, что единственным действующим лицом в этом предложении должен был быть Чичиков. В экспериментальном же предложении возникает второе грамматическое «действующее лицо» – свет:

9. Обратите внимание на то, что в седьмом предложении Гоголь, напротив, использует придаточную определительную часть, а не причастные обороты. Как вы полагаете, почему в этой части текста это вполне уместно? Обозначьте скобками части седьмого предложения, разберите его по членам предложения. Объясните устно знаки препинания.

В этой части текста Чичиков перестает быть «действующим лицом», все внимание сосредоточивается на самих предметах интерьера комнаты Плюшкина, поэтому здесь уместна конструкция с придаточной частью, где подлежащим становится союзное слово которая, заменяющее существительное мозаика (см. схему 3).

Схема 3


10. Укажите все сложноподчиненные предложения текста. Определите, какое из них соответствует схеме:


Объясните особенности пунктуации в этом предложении.

Сложноподчиненные предложения: 1, 4, 5, 7. Приведенной схеме соответствует предложение 4 с однородным подчинением. Здесь не ставится запятая перед сочинительным союзом и, соединяющим две однородные придаточные части, так как внутри ряда однородных придаточных знаки ставятся так же, как между однородными членами предложения. А между двумя однородными членами, соединенными одиночным не противительным союзом, запятая не ставится. Таким образом, в этом предложении необходима только одна запятая, указывающая на границу между главной и придаточными частями.

11. Выпишите из текста все страдательные причастия прошедшего времени и имена прилагательные с двумя н (выписывать нужно в начальной форме), распределив их в таблице:

прилагательные, образованные от имен существительных

прилагательные, образованные от глаголов

страдательные причастия прошедшего времени

Объясните в каждом случае правописание нн. Произведите словообразовательный разбор отглагольного прилагательного. Как вы думаете, почему в этом тексте так много имен прилагательных и причастий?

прилагательные, образованные от имен существительных

старинный

прилагательные, образованные от глаголов

сломанный

страдательные причастия прошедшего времени

озаренный прислоненный выложенный наполненный

В прилагательных, образованных от существительных, нн пишется, в частности, на стыке морфем: одна буква н является последней в корне или в основе, от которой произведено прилагательное, а вторая представляет собой суффикс прилагательного.
В прилагательных, образованных от глаголов, нн пишется, например, в том случае, если производящий глагол – это глагол совершенного вида: с-лом-а-нн-ый ¬ с-лом-а-ть (сов. в.) + -нн- (суфф.).
В страдательных причастиях прошедшего времени в полной форме пишется нн, так как эти причастия образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -енн-, -нн- (еще и при помощи суффикса -т-).
В этом тексте много имен прилагательных и причастий, потому что это текст-описание. Автор ставил перед собой задачу создать зримое, объемное изображение дома Плюшкина, передать атмосферу этого дома, а через нее создать представление об образе жизни и характере самого хозяина.

После подобного лингвистического анализа с элементами синтеза учащиеся способны осознанно пересказать текст и достаточно грамотно выполнить как устные, так и письменные творческие задания с опорой на него. Такая работа, конечно же, подготовленная предварительными познавательно-ознакомительными домашними заданиями, а также соответствующими уроками литературы, в полном объеме может быть проведена в последней четверти или в последнем триместре 9-го класса. В этом случае выполнение перечисленных одиннадцати пунктов с устными комментариями к ним занимает примерно 35–40 минут, то есть вполне укладывается в стандартный школьный урок русского языка. При этом ученики не только повторяют многие языковые явления, предусмотренные программой 9-го класса, но и ясно осознают их функционирование в речи. Урок получается насыщенным, разнообразным и интересным.

Категория: АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 3403 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 4.5/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0