Пятница, 19.04.2024, 22:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ВЫСОЦКИЙ

Категориивысокого и низкого в лирике В.С.Высоцкого

В период шестидесятых годов 20 века русская литература переживает необыкновенный расцвет культуры, поэтического творчества.  Наступает эпоха «оттепели», эпоха романтических надежд, эпоха перемен, переоценки ценностей. В этот период возникает «авторская», «бардовская» песня, подарившая миру десятки талантливейших поэтов. Короткая романтическая эпоха «оттепели» завершается переходом в эпоху «застоя». Этот период характеризуется крушением надежд. Эпоха «застоя» выдвигала свои требования к человеку: быть как все, «не высовываться», угождать и молчать. Складывалась определенная философия: говорить одно, а думать другое,  жить по принципам двойной морали. Такая философия была неприемлема для людей, живущих по законам благородства и чести. «Авторская» песня для многих становится своеобразной отдушиной, возможностью сохранить  «глоток свободы».

Среди многих известных имен по праву звучит имя Владимира Семеновича Высоцкого, чье творчество и сегодня привлекает внимание читателей, вызывает глубокий интерес, потрясает своей глубиной, пониманием эпохи и умением дать читателю ответы на многие вопросы. «Громкий и хриплый голос Высоцкого примерно с середины шестидесятых бурно ворвался в «интеллигентскую» авторскую песню, сразу же переместив ее с московских кухонь на улицы и дворы» ( А.Городницкий). По прошествии времени стало ясно, что В.С.Высоцкий был не только талантливым певцом, актером, яркой личностью, но и крупнейшим поэтом  второй половины 20 века. Интерес к его творчеству не угасает. Появляются работы, в которых не просто рассказывается о его личности, но дается и исследование творчества. Поэтическое богатство его лирики заставляет снова и снова перечитывать строки его стихов, находя в них глубинный смысл.

 В нашей работе исследуются категории высокого и низкого с точки зрения их роли в лирике Высоцкого, так как, на наш взгляд, эти категории отражают характер творчества поэта, помогают найти духовный центр лирики. При всем многообразии лирики, Высоцкий во многом тяготеет к романтизму, который в его стихах становится вызовом эпохе.

Тема работы, на наш взгляд, достаточно актуальна, так как сегодня необходимо еще раз вернуться к пониманию того, что существует  четкая граница между добром и злом, высоким и низким, благородным и подлым. И чем чаще мы будем об этом вспоминать и говорить, тем чище будет наша жизнь.

Целью работы было определение роли категорий верха и низа в лирике В.С.Высоцкого.

В работе использованы материалы биографии В.С.Высоцкого и  лирические произведения поэта. В центре исследования – категории высокого и низкого в лирике В.С.Высоцкого.

 

 Эпоха требовала появления яркой личности. На фоне «застоя», серости будней, лицемерия, обмана и ставших пустыми призывов лирический герой Высоцкого не вписывается в рамки советской действительности. «Я в обычные рамки не лезу»,- скажет  поэт от имени своего лирического героя.

В лирике Высоцкого романтичен герой, обстоятельства, в которые он попадает, романтичен страстный поиск идеала, неприятие «застойной» жизни и ее правил. Драма личности в борьбе с судьбой – один из основных мотивов творчества Высоцкого. Именно поэтому категории верха и низа становятся определяющими в его лирике. «Небо – моя обитель»,- говорит поэт в одном из стихотворений, где герой – ЯК – истребитель, жить может  только наверху, в небе.

Высоцкий изображает людей романтических профессий в экстремальных ситуациях, когда проявляется характер, испытывается мужская дружба, когда жизнь граничит со смертью:

Ты идешь по кромке ледника…

Если друг оказался вдруг…

Это там, на вершине, имеет свой смысл…

Вершина у Высоцкого так же, как и горы, противопоставлена равнине. Это противопоставление верха и низа отражает характер эпохи: внизу – «застой», мелочный быт, жизнь заканчивается смертью «от водки и от простуд», «суета городов», куда возвращаются только потому, что больше некуда деться:

Внизу не встретишь – как ни тянись

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Наверху совершенно другая жизнь. «За камнепадом камнепад», «трудный путь, опасный, как военная тропа», «отвесные стены» и надежда только «на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк». Вверху царит настоящая мужская дружба, любовь, счастье. К сожалению, в реальной жизни не всегда было так, и поэт создает в лирике «свой остров», мир, в котором все так, как должно быть. Здесь Удача, Случай, Надежда становятся именами собственными, море и горы сливаются в одно целое, так как несмотря на географическое положение, море и горы у Высоцкого отражают пребывание вверху – это стихии, не дающие солгать, притвориться, здесь надо быть самим собой:

Меняем курс, идем на SOS

Как там, в горах, на зов,

На помощь, прерывая восхожденье.

Поэтому вполне естественно, что в стихах о море: «Благословен Великий океан» звучит строка, по смыслу близкая циклу о горах:

Скупая океанская огромная слеза

Умоет наши лица просветленные,

Взята вершина, клотики вонзились в небеса.

С небес на землю – только на мгновение.

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса

И снова начинаем восхождение.

«Гимн морю и горам»,- так назовет он одно из своих стихотворений, объединяя их в одно целое. Мир матросов, альпинистов родственен миру воинов, летчиков, всех тех, кто готов жертвовать собой ради другого, кто готов делиться последним, кто никогда не пытается казаться, а всегда такой, как есть. Это мир «наверху»:

Не жажда славы, гонок и призов

Бросает нас на гребни и на скалы.

Изведать то, чего не ведал сроду,

Глазами, ртом и кожей пить простор…

Кто в океане видит только воду,

Тот на земле не замечает гор…

«Наверху» - романтический герой, он противопоставлен тусклому тленью «тихой жизни» застойных лет. Это гордый бунтарь, благородный разбойник, спасатель, настоящий мужчина:

Зачем иду на глубину?

Чем плохо было мне на суше?

…Земные страсти под луной

В обыденной линяют жиже,

А я всплываю в мир иной…

В этом «ином мире» «нет врагов, там все мы люди». На вершинах гор, в бою, в океанских глубинах «спаслось и скрылось в глубине, все, что гналось и запрещалось». Так и глубина входит в категорию верха, поскольку главным признаком верха стали для поэта высокие помыслы человека, величие его духа. Глубина и высота – родственны, это уровень жизни лирического героя Высоцкого. Это та планка, по которой поэт измеряет своих героев. Тот, кто «не дотянул», живет внизу, как все, «пасется на лугу» - эти поэта не интересуют, он певец «сошедших с круга», вырвавшихся «за флажки», тех, кто «скачет иначе». Поэт считал, что в особенных, экстремальных ситуациях «есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека. Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска. Короче говоря, людей, которые «вдоль обрыва, по-над пропастью».

Образ дороги связан в лирике с категориями верха и низа. В стихах о шоферах появляются мотивы, связывающие эти стихи с циклами о горах, о море. Шоферский кодекс чести соответствует тем, кто привык к трудностям, кто «не стонал, не ныл» в минуты опасности, на кого можно положиться, как «на себя самого»:

Но я скатом клянусь-

Тех, кого мы возьмем

На два рейса на нашу галеру-

Живо в божеский вид приведем,

И, конечно, в шоферскую веру.

Законы чести, кодекс шоферской веры прост и понятен:

В дальнем рейсе сиденье-

То стол, то лежак,

А напарник считается братом.

Просыпаемся на виражах

На том свете почти правым скатом.

Шоферская лихая свобода так же, как горы, море – другой уровень жизни. Высота в лирике В.С.Высоцкого – понятие не столько географическое, сколько духовное – это высота духа. Испытания всегда связаны с проблемой выбора. Эпоха требовала стать маленьким человеком – Высоцкий в стихах говорит: «Только ты ради Бога не верь, что ты маленький человек!»

Почти в каждом стихотворении Высоцкого ощущается связь с эпохой, тот подтекст, который помогал оставаться человеком в любой ситуации. Стихи Высоцкого давали силы, учили жить по-человечески, отвергали сытую и бездуховную жизнь:

Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,

Хоть условья паденья не те.

Даже падать свободно нельзя, потому

Что мы падаем в пустоте.

Даже тема любви у Высоцкого связана с  категориями верха и низа. Высота чувства отличает лирику любви. Высота – мир, в котором только и может существовать великое чувство.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал,

Потому что, если не любил,

Значит, ты не жил и не дышал.

В.Гаевский в статье «Последняя роль» (сборник «Высоцкий на Таганке» - Алма – Ата, В/О «Союзтеатр», 1989) пишет, что «его балладная этика…связана с понятием мужской чести»: «Он был принц, современный принц Гамлет. Гордый юноша, отвергший предательство, роскошную царскую грязь,- это он в своих песнях». Это и есть та высота, которая придает необыкновенную энергию стихам В.С.Высоцкого и питает читателя:

И вовеки  веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем…

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.

В стихах звучит поэтическая позиция поэта – неприятие «равнинной» жизни, низменных интересов. Категория верха и низа, высота и глубина, небо, горы и море, равнина – нравственно – психологические категории, духовный ориентир лирического героя Высоцкого. Высотой измеряется сила духа, характер, мужество человека. Категория  низа для Высоцкого, «равнинность» - неприемлемые принципы жизни, которые поэт отверг раз и навсегда и эти взгляды пересмотру не подлежат.

 

Заключение

Таким образом, исследование лирики В.С.Высоцкого позволяет сделать вывод о том, что категория верха и низа связана с понятиями высоты, глубины, воплощающимися в поэтические образы гор, неба, моря, равнин. Эти образы можно встретить во всех циклах стихотворений В.С.Высоцкого. Это стихи о войне, о друзьях, о детстве, о любви, сатирический цикл, ранняя лирика. Категория верха и низа связана  с духовным миром поэта, более того, для Высоцкого высота духа – та самая планка, которую он никогда не опускал. Этой нотой высоты отмечена вся его лирика, это ее смысловой центр. Категория верха и низа, ее поэтическое воплощение помогает глубже  понять лирику В.С.Высоцкого, почувствовать состояние поэта. Сегодняшняя жизнь с ее меркантильным засильем материальных низменных интересов губит человека, поэзия В.С.Высоцкого заставляет вспомнить, что ты человек, ты должен жить по законам совести, и по – другому быть просто не должно:

Мы рубим ступени… Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим – у которых вершина еще впереди.

Категория: ВЫСОЦКИЙ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 23422 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 2.4/5
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0