В период шестидесятых годов 20 века русская
литература переживает необыкновенный расцвет культуры, поэтического творчества.
Наступает эпоха «оттепели», эпоха
романтических надежд, эпоха перемен, переоценки ценностей. В этот период
возникает «авторская», «бардовская» песня, подарившая миру десятки
талантливейших поэтов. Короткая романтическая эпоха «оттепели» завершается
переходом в эпоху «застоя». Этот период характеризуется крушением надежд. Эпоха
«застоя» выдвигала свои требования к человеку: быть как все, «не высовываться»,
угождать и молчать. Складывалась определенная философия: говорить одно, а
думать другое, жить по принципам двойной
морали. Такая философия была неприемлема для людей, живущих по законам
благородства и чести. «Авторская» песня для многих становится своеобразной
отдушиной, возможностью сохранить
«глоток свободы».
Среди многих известных имен по праву звучит имя Владимира
Семеновича Высоцкого, чье творчество и сегодня привлекает внимание читателей,
вызывает глубокий интерес, потрясает своей глубиной, пониманием эпохи и умением
дать читателю ответы на многие вопросы. «Громкий и хриплый голос Высоцкого
примерно с середины шестидесятых бурно ворвался в «интеллигентскую» авторскую песню,
сразу же переместив ее с московских кухонь на улицы и дворы» ( А.Городницкий).
По прошествии времени стало ясно, что В.С.Высоцкий был не только талантливым
певцом, актером, яркой личностью, но и крупнейшим поэтом второй половины 20 века. Интерес к его
творчеству не угасает. Появляются работы, в которых не просто рассказывается о
его личности, но дается и исследование творчества. Поэтическое богатство его
лирики заставляет снова и снова перечитывать строки его стихов, находя в них
глубинный смысл.
В нашей
работе исследуются категории высокого и низкого с точки зрения их роли в лирике
Высоцкого, так как, на наш взгляд, эти категории отражают характер творчества
поэта, помогают найти духовный центр лирики. При всем многообразии лирики,
Высоцкий во многом тяготеет к романтизму, который в его стихах становится
вызовом эпохе.
Тема работы, на наш взгляд, достаточно актуальна,
так как сегодня необходимо еще раз вернуться к пониманию того, что
существует четкая граница между добром и
злом, высоким и низким, благородным и подлым. И чем чаще мы будем об этом
вспоминать и говорить, тем чище будет наша жизнь.
Целью работы было определение роли категорий верха
и низа в лирике В.С.Высоцкого.
В работе использованы материалы биографии
В.С.Высоцкого и лирические произведения
поэта. В центре исследования – категории высокого и низкого в лирике
В.С.Высоцкого.
Эпоха
требовала появления яркой личности. На фоне «застоя», серости будней,
лицемерия, обмана и ставших пустыми призывов лирический герой Высоцкого не
вписывается в рамки советской действительности. «Я в обычные рамки не лезу»,-
скажет поэт от имени своего лирического
героя.
В лирике Высоцкого романтичен герой,
обстоятельства, в которые он попадает, романтичен страстный поиск идеала,
неприятие «застойной» жизни и ее правил. Драма личности в борьбе с судьбой –
один из основных мотивов творчества Высоцкого. Именно поэтому категории верха и
низа становятся определяющими в его лирике. «Небо – моя обитель»,- говорит поэт
в одном из стихотворений, где герой – ЯК – истребитель, жить может только наверху, в небе.
Высоцкий изображает людей романтических профессий
в экстремальных ситуациях, когда проявляется характер, испытывается мужская
дружба, когда жизнь граничит со смертью:
Ты идешь по кромке ледника…
Если друг оказался вдруг…
Это там, на вершине, имеет свой смысл…
Вершина у Высоцкого так же, как и горы,
противопоставлена равнине. Это противопоставление верха и низа отражает
характер эпохи: внизу – «застой», мелочный быт, жизнь заканчивается смертью «от
водки и от простуд», «суета городов», куда возвращаются только потому, что
больше некуда деться:
Внизу не встретишь – как ни тянись
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Наверху совершенно другая жизнь. «За камнепадом
камнепад», «трудный путь, опасный, как военная тропа», «отвесные стены» и
надежда только «на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк». Вверху царит
настоящая мужская дружба, любовь, счастье. К сожалению, в реальной жизни не
всегда было так, и поэт создает в лирике «свой остров», мир, в котором все так,
как должно быть. Здесь Удача, Случай, Надежда становятся именами собственными,
море и горы сливаются в одно целое, так как несмотря на географическое
положение, море и горы у Высоцкого отражают пребывание вверху – это стихии, не
дающие солгать, притвориться, здесь надо быть самим собой:
Меняем курс, идем на SOS
Как там, в горах, на зов,
На помощь, прерывая восхожденье.
Поэтому вполне естественно, что в стихах о море:
«Благословен Великий океан» звучит строка, по смыслу близкая циклу о горах:
Скупая океанская огромная слеза
Умоет наши лица просветленные,
Взята вершина, клотики вонзились в небеса.
С небес на землю – только на мгновение.
Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса
И снова начинаем восхождение.
«Гимн морю и горам»,- так назовет он одно из своих
стихотворений, объединяя их в одно целое. Мир матросов, альпинистов родственен
миру воинов, летчиков, всех тех, кто готов жертвовать собой ради другого, кто
готов делиться последним, кто никогда не пытается казаться, а всегда такой, как
есть. Это мир «наверху»:
Не жажда славы, гонок и призов
Бросает нас на гребни и на скалы.
Изведать то, чего не ведал сроду,
Глазами, ртом и кожей пить простор…
Кто в океане видит только воду,
Тот на земле не замечает гор…
«Наверху» - романтический герой, он
противопоставлен тусклому тленью «тихой жизни» застойных лет. Это гордый
бунтарь, благородный разбойник, спасатель, настоящий мужчина:
Зачем иду на глубину?
Чем плохо было мне на суше?
…Земные страсти под луной
В обыденной линяют жиже,
А я всплываю в мир иной…
В этом «ином мире» «нет врагов, там все мы люди».
На вершинах гор, в бою, в океанских глубинах «спаслось и скрылось в глубине,
все, что гналось и запрещалось». Так и глубина входит в категорию верха,
поскольку главным признаком верха стали для поэта высокие помыслы человека,
величие его духа. Глубина и высота – родственны, это уровень жизни лирического
героя Высоцкого. Это та планка, по которой поэт измеряет своих героев. Тот, кто
«не дотянул», живет внизу, как все, «пасется на лугу» - эти поэта не
интересуют, он певец «сошедших с круга», вырвавшихся «за флажки», тех, кто
«скачет иначе». Поэт считал, что в особенных, экстремальных ситуациях «есть
больше возможности, больше пространства для раскрытия человека. Я вообще
стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней
ситуации, в момент риска. Короче говоря, людей, которые «вдоль обрыва, по-над
пропастью».
Образ дороги связан в лирике с категориями верха и
низа. В стихах о шоферах появляются мотивы, связывающие эти стихи с циклами о
горах, о море. Шоферский кодекс чести соответствует тем, кто привык к
трудностям, кто «не стонал, не ныл» в минуты опасности, на кого можно
положиться, как «на себя самого»:
Но я скатом клянусь-
Тех, кого мы возьмем
На два рейса на нашу галеру-
Живо в божеский вид приведем,
И, конечно, в шоферскую веру.
Законы чести, кодекс шоферской веры прост и
понятен:
В дальнем рейсе сиденье-
То стол, то лежак,
А напарник считается братом.
Просыпаемся на виражах
На том свете почти правым скатом.
Шоферская лихая свобода так же, как горы, море –
другой уровень жизни. Высота в лирике В.С.Высоцкого – понятие не столько
географическое, сколько духовное – это высота духа. Испытания всегда связаны с
проблемой выбора. Эпоха требовала стать маленьким человеком – Высоцкий в стихах
говорит: «Только ты ради Бога не верь, что ты маленький человек!»
Почти в каждом стихотворении Высоцкого ощущается
связь с эпохой, тот подтекст, который помогал оставаться человеком в любой
ситуации. Стихи Высоцкого давали силы, учили жить по-человечески, отвергали
сытую и бездуховную жизнь:
Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,
Хоть условья паденья не те.
Даже падать свободно нельзя, потому
Что мы падаем в пустоте.
Даже тема любви у Высоцкого связана с категориями верха и низа. Высота чувства
отличает лирику любви. Высота – мир, в котором только и может существовать
великое чувство.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, ты не жил и не дышал.
В.Гаевский в статье «Последняя роль» (сборник
«Высоцкий на Таганке» - Алма – Ата, В/О «Союзтеатр», 1989) пишет, что «его
балладная этика…связана с понятием мужской чести»: «Он был принц, современный
принц Гамлет. Гордый юноша, отвергший предательство, роскошную царскую грязь,-
это он в своих песнях». Это и есть та высота, которая придает необыкновенную
энергию стихам В.С.Высоцкого и питает читателя:
И вовеки
веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем…
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
В стихах звучит поэтическая позиция поэта –
неприятие «равнинной» жизни, низменных интересов. Категория верха и низа,
высота и глубина, небо, горы и море, равнина – нравственно – психологические
категории, духовный ориентир лирического героя Высоцкого. Высотой измеряется
сила духа, характер, мужество человека. Категория низа для Высоцкого, «равнинность» -
неприемлемые принципы жизни, которые поэт отверг раз и навсегда и эти взгляды
пересмотру не подлежат.
Заключение
Таким образом, исследование лирики В.С.Высоцкого
позволяет сделать вывод о том, что категория верха и низа связана с понятиями
высоты, глубины, воплощающимися в поэтические образы гор, неба, моря, равнин.
Эти образы можно встретить во всех циклах стихотворений В.С.Высоцкого. Это
стихи о войне, о друзьях, о детстве, о любви, сатирический цикл, ранняя лирика.
Категория верха и низа связана с
духовным миром поэта, более того, для Высоцкого высота духа – та самая планка,
которую он никогда не опускал. Этой нотой высоты отмечена вся его лирика, это
ее смысловой центр. Категория верха и низа, ее поэтическое воплощение помогает
глубже понять лирику В.С.Высоцкого,
почувствовать состояние поэта. Сегодняшняя жизнь с ее меркантильным засильем
материальных низменных интересов губит человека, поэзия В.С.Высоцкого
заставляет вспомнить, что ты человек, ты должен жить по законам совести, и по –
другому быть просто не должно:
Мы рубим ступени… Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони – ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди. |