В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей
затопляемых деревень.
«Последний поклон» — этапное произведение в творчестве
В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и
военная. В центре автобиографической повести — судьба рано оставшегося без
матери мальчика, которого воспитывает бабушка.
Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны
глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной
России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города.
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын
показывает, до какой степени изощренные формы эксплуатации человека может
разработать тоталитарная государственная машина.
Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей
различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет
собственную поучительную историю.
Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена
одной из центральных тем его зрелого творчества — критике мещанства,
разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список
действующих лиц произведения.
Пьеса В.В. Маяковского «Баня» посвящена разоблачению
уродливого общественного явления — карьеризма. Главного героя пьесы товарища
Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает
сатирическое отношение автора к своему персонажу.
Пьеса A.B. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970
году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается
типический характер изображаемых событий...
Пьеса «Старший сын» заявлена A.B. Вампиловым по жанру как
комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два
молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у
кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.
Действие пьесы A.B. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»
происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная
драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства
Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и
не подозревает.
«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря.
Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической
литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой
пейзажной зарисовке эпитеты...
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895
году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым
стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа
является наличие в повествовании героя-рассказчика.
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная
в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений
русской литературы XX века.
Вошедший в сборник «Темные аллеи» рассказ И.А. Бунина
«Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и
лирическое начала. В центре сюжета произведения — любовная история.
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
поражает контраст между малой формой произведения и глубиной философского
видения мира. Центральной проблемой, поднятой в произведении, является вопрос о
смысле человеческой жизни.
Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаических
произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с
известнейшими писателями начала XX века.
Характерной особенностью раннего прозаического творчества
И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а
впечатления, ассоциации, особый элегический настрой.
В литературном процессе
немаловажную роль играет самокритика
устоявшейся формы — она заставляет осознать
опасности консервации художественного сознания
и побуждает искать новые пути. Таким вот опытом
самокритики метажанра "поэмы в прозе” с
достаточным основанием можно считать известную
повесть Бориса Лавренёва «Сорок
первый» (1924).
Дети подземелья» (1886) —
из числа читаемых книг. Это вполне объяснимо: в
повести есть герой, близкий читателю по возрасту.
Во всяком случае, он таковым воспринимается.
Задачи: выделить сказочные мотивы в
истории, рассказанной П.Бажовым; определить типы
персонажей, соотнести их облик с ролью в
событиях; рассмотреть события по "бытовому”
варианту и сказочному; попытаться осознать
значение конца истории как определяющего её
жанр.
Задачи: выделить главные события в сказке
«Крупеничка»; увидеть в каждом из них
фольклорные мотивы; увидеть в действиях
персонажей и в деталях описания мифологические
мотивы; выяснить их роль в каждом событии.
Анализ рассказа следует начать
с достаточно традиционной, но действенной
формы — чтения учителем самого текста. Как
известно, преподаватель, читающий вслух,
становится первым интерпретатором произведения,
расставляет с помощью голоса и интонации его
смысловые акценты.
Любовь... Сколько коварных, обманчивых,
загадочных, томительных и губительных
проявлений этого чувства способен воплотить ум
гениального мастера слова!
Рассказ «Качели» из сборника «Тёмные аллеи»
датируется 10 апреля 1945 года. Этот сборник состоит
из рассказов о любви, поэтому немудрено, что и в
данном рассказе ведущей будет тема любви, любви
по Бунину.
Рассказ И.А. Бунина
"Качели”, входящий в цикл "Тёмные аллеи”, —
произведение о встрече, быстром сближении,
ослепительной вспышке чувств и неотвратимом
расставании. Рассказ этот очень невелик по
объёму — менее двух страниц; в нём всего три
эпизода...
Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, снискавший
особую мировую славу. Поэзия и проза Бунина выходят из общего
словесно-психологического источника, его богатейший и исполненный
неповторимой пластики язык един вне разделения на литературные виды и
жанры.
Конец XVIII века отдален от современного
читателя более чем на двести лет. Естественно, за
это время изменилось очень многое: и люди, и быт, и
государственное устройство, и, конечно, язык.
К творчеству М.А. Волошина в 11-м
классе можно обратиться на завершающем этапе
изучения поэзии Серебряного века. Посвятим этому
урок, желательно сдвоенный. Личность Волошина
давно мифологизировалась, обросла легендами.
Что необходимо иметь в виду
учителю, приступающему к изучению рассказов М. М. Зощенко? На что следует обратить
особое внимание? В чем состоит природа творчества этого оригинального
писателя?
Н.М.Карамзин первый врусской литературе овладел новым творческим методом – сентиментализм.
Идейная основа сентиментализма, протест против испорченности аристократического
общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в
движенияхдуши, мыслях, чувствах,
стремлениях.