К творчеству М.А. Волошина в 11-м
классе можно обратиться на завершающем этапе
изучения поэзии Серебряного века. Посвятим этому
урок, желательно сдвоенный. Личность Волошина
давно мифологизировалась, обросла легендами.
Чтобы посмотреть по-новому на некоторые их
страницы, прочтём ребятам автобиографию поэта.
Знакомство с подробностями волошинской судьбы
поможет учащимся прочувствовать атмосферу
эпохи, они определят основные вехи жизненного и
творческого пути этого многообразно одарённого
человека, и в результате перед ними раскроется
многогранная, очень яркая и привлекательная
личность поэта.
В годы послеоктябрьских
испытаний гражданскую позицию Волошина
истолковывали по-разному. Иногда её определяли,
как "стремление остаться над схваткой”.
Думается, что это не так. В 1920-е годы Крым
переходил из рук в руки, и всем было известно, что
Волошин при белых прятал у себя большевиствующих
матросов, а при красных — спасал офицеров. Не
занимаясь политикой, он занимался людьми. И в
белых, и в красных он видел прежде всего людей.
Лучше других понимала эту его особенность Марина
Цветаева: "Макс неизменно стоял вне: за каждого,
не против кого. Он умел дружить с человеком и с
его врагом”.
Это было страшное время, которое Волошин
запечатлел в своём "белом” стихотворении
«Террор» — оно считается одним из самых сильных
в русской поэзии на эту тему.
Итогом первого урока должен стать тезисный
план в тетради «Ведущие черты
поэтического облика М.А. Волошина»:
1) неразрывность лирического и личностного
мира;
2) полное соответствие его стихотворных
деклараций образу жизни и стилю поведения;
3) все события жизни Волошин мерил с этической
точки зрения.
Цель второго урока — выяснить литературные
пристрастия М.А. Волошина. Поэт смотрит на
мир с высоты тысячелетних культур разных
народов. Прочтём ребятам фрагменты поэмы
«Четверть века» с тем, чтобы определить ведущий
поэтический приём, который использует Волошин,
создавая образы времени и пространства. Все три
времени — настоящее, прошлое и будущее —
сомкнуты в одно, а пространство как бы
"сплющено”, и таким образом возникает
представление, что лирический герой находится во
всех веках и в любой эпохе одновременно. Этот
приём позволяет от хаотических впечатлений
современной жизни перейти к основам истории мира
в связи с историей отдельного человека. В
результате этих наблюдений делается вывод, что
одна из характерных черт поэтики Волошина —
сочетание лирики и эпоса.
В предисловии к книге избранных стихотворений
«Иверни» (1918) находим нечто близкое нашим
наблюдениям. Волошин так излагает в общих чертах
эволюцию своей поэзии, её лирического героя:
"Вначале странник отдаётся чисто
импрессионистическим впечатлениям внешнего
мира… переходит потом к более глубокому и
горькому чувству матери-земли… проходит сквозь
испытание стихией воды… познаёт огонь
внутреннего мира и пожары мира внешнего…”
"Пожары мира внешнего…” — войны и революции.
Для Волошина война, убийство, террор неприемлемы.
Но поэт оказался свидетелем нескольких
революций и войн. В своей автобиографии он писал:
"Ни война, ни революции не испугали меня и ни в
чём не разочаровали, я их ожидал давно и в формах
ещё более жестоких”. Здесь уместно обратиться к
стихотворению «Дикое Поле» и вновь отметить
передвижение во времени и пространстве как
приём, помогающий ввести историю в
современность, сочетать эпохи и народы.
Ощущение единения пространства и времени чаще
всего появлялось у Волошина в Коктебеле.
В трёх точках Коктебельского залива узнаётся
Волошин.
Первая точка — дом, где он жил и работал.
Вторая — могила на высокой горе над посёлком.
Третья точка — склон горы Карадаг. Если
смотреть в эту сторону из дома поэта, абрис скалы
напоминает профиль Волошина.
Он сам замечает это, когда в стихотворении из
цикла «Киммерийская весна» (1928) говорит о
Коктебеле.
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Цветаева говорила, что Волошин — "порождение
земли”, дух земли. Действительно, поэт всегда
ощущал себя частью природы. Друзья не зря в шутку
называли его «Макс де Коктебель». Лучшие его
произведения связаны с крымской землёй —
Киммерией, как любил называть её Волошин. И
конечно же, многие стихотворения поэта посвящены
этой земле. Здесь проявляется ещё одна грань
таланта этого человека: в Волошине соединились
поэт и художник.
Покажем учащимся репродукции акварелей
Волошина. На них изображена не природа, а её лики.
Пейзажи скорее воплощают идею, отношение
художника к земле, чем просто копируют
действительность. Вот как говорил об этом сам
Волошин: "Чувство Родины неизбежно связано с
пейзажем. Если мы упоминаем о «дыме отечества»
или тоске родных песен, то только потому, что они
более властно, чем зрительные ощущения,
раскрывают перед нами душу пейзажа… Пейзаж —
это лик родной земли, лицо матери. От созерцания
этого лица в душе подымается та тоска, жалость,
нежность, та надрывающаяся и безысходная любовь,
с которой обычно связано чувство Родины”.
Волошин часто называл акварели строками из своих
стихотворений, делал к ним стихотворные подписи.
В начале своего творческого пути Волошин
прошёл через увлечение поэзией "парнасцев” —
группы французских поэтов ХIХ века (Эредиа,
Сюлли-Прюдома, Леконта де Лилля, Малларме). В их
произведениях поэту импонировало живописное
начало, умение видеть и передавать краски мира,
его тона и полутона. Эта эстетическая программа
"парнасцев” воплощалась в стихах Волошина,
посвящённых Киммерии.
Прочтём некоторые из них. Говоря о
стихотворении «Старинным золотом и желчью…»,
отметим его особенность: в нём слышны…
"краски”. Нередко, прежде чем создать пейзажное
стихотворение, Волошин записывал слова,
передающие оттенки красок, цветов, чтобы в
произведении добиться нужного цветового
соотношения. Стихотворение «Старинным
золотом…» вполне можно назвать "акварелью в
стихах”. Цвета, формы, запахи — всё вместе
создаёт такую картину, которую хочется видеть
так же, как "слышать звучание” волошинских
акварелей.
При анализе стихотворения «Звонки стебли
трав…» спросим ребят: "В чём «аромат» этих строк
Волошина?” Можно заметить, что здесь изображены
не просто живописные уголки природы, но и
"говорящие”: мы слышим голос земли, истории,
трав и камней, будто сама природа рассказывает о
том, что навек запечатлелось в её памяти.
В декабре 1926 года Волошин написал
стихотворение «Дом Поэта», в котором выразил
раздумья о собственном творчестве.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
После чтения этих строк спросим ребят: "Как вы
понимаете, навстречу каким дорогам открыт «Дом
Поэта»?”, "Какой смысл имеет название «Дом
Поэта»?” В результате поиска ответов учащиеся
должны подойти к выводу, что в творческой
биографии "Дом Поэта” расширяется до понятия
"Мир Поэта”. После этого уместным будет
рассмотреть фотографии с видами дома Волошина,
который напоминает корабль. Л.Озеров в статье
«М.Волошин, увиденный его современниками» пишет:
"Дом Волошина был похож на корабль. Его так и
называют — корабельным. Дом-пристанище? Не
только. Над Домом — башня с площадкой для
наблюдения над звёздами. Стартовая площадка для
полёта мысли”. Завершающие строки стихотворения
звучат итогом жизненных раздумий поэта. Учащимся
предлагается письменно проинтерпретировать их.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе,
Весь трепет жизни всех времён и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
|